СУДЕБНАЯ КОСМОЛОГИЯ И СОТЕРИОЛОГИЯ

© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
 Источник: http://spinavigator.narod.ru/judicial_kosmologia.htm

 

СУДЕБНАЯ КОСМОЛОГИЯ И СОТЕРИОЛОГИЯ
К ВОПРОСУ О ПРОТООСНОВАХ НЗ И РЕКОНСТРУКЦИИ АПОСТОЛИКОНА

 

Ключевые слова: раннехристианская космология, учение и представление об ангелах, ангеология, текстология Нового Завета, космологическая понятийная система, учения ранних христиан, редакция и восстановление текстов. 


Цель данной работы - предположить и обозначить по-нашему мнению одну из основополагающих линий Апостоликона, а также возможных протооснов некоторых книг НЗ. Исторически засвидетельствовано распространение космологических воззрений в начальный этап христианской эпохи, что и рассматриваются в данной работе. В нашем случае интерес представляют выявление таких  фрагментов канонических книг, которые лежат в одной смысловой плоскости с теми воззрениями. При этом фрагменты могут рассматриваться элементами, которые вошли в книги НЗ на этапе формирования его текстов. 

Так, в работе "Горшечная тематика и раннее христианство" была предложена система выявления космологических воззрений Посланий апостола Павла, а также раскрыто сотериологическое представление о спасении от самого бытия, от его несовершенных основ, органической частью которых видится и сам человек. При этом понимание спасения от последствий грехопадения прародителей представляется вероучительным моментом дальнейшей редакции. Были предложены и реконструкционные ключи.

В работе «Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки» была предпринята попытка рассмотреть представление о казни Спасителя в аспекте космологической картины Павловых Посланий. При этом было сделано предположение о наличие общей духовной традиции обнаруживаемой как в корпусе Павловых Посланий, в Ев. Иоанна и в Ев. Луки. Сама же эта традиция может рассматриваться первоосновой канонических текстов. 

В данной работе хочется обозначить и акцентировать внимание на достаточно важном моменте понимания судебного космологического аспекта, выявляемого в пространстве Апостоликона, а также в предполагаемой протооснове некоторых книг НЗ. Раскрытие и понимание этого аспекта можно в дальнейшем опробовать в виде ключа при реконструкции книг Апостоликона, а также при исследовании возможных первооснов текстов канонических Евангелий.

Так в разделе «Проблематика юрисдикции» в качестве примера были выделены два фрагмента, которые можно охарактеризовать как не принадлежащими ни ортодоксальному теологическому пространству ни вероучительному пространству канона НЗ. Вместе с тем содержание этих фрагментов и их фон можно раскрыть через воззрения отражённые в книгах Наг-Хаммади. Эти моменты и относим к традиции специфического понимания судебной космологической функции, когда возможность проведения суда и наказания мыслится, как не принадлежащая исключительно Богу. 

Предположим и обозначим содержание двух направлений, двух духовных традиций, которые можно рассмотреть признаком классификации противоборствующих исторических течений в развитии ранних христианских воззрений.

Традиция юридического совмещения. Содержание Евангелия синкретизировано с иудаизмом. Здесь судебная космологическая функция небесных Начал и Властей устраняется, отдавая дань уважения традиции монотеистического выражения иудаизма. При этом Иегова и Отец Небесный Иисуса Христа теологически объединяются. Иисус уникальным и единственным образом открывает иудеям доселе неведомого им Отца - Иегову, а все космологические функции Начал и Властей совмещаются с Богом Отцом.

Традиция юридического растождествления. Весь религиозный опыт иудеев есть опыт рабства стихиям мiра. Иудеи пребывают под властью космических Начал, которые выражаются в функции абсолютного возмездия. Иисус Христос открывает доселе неведомого Отца Небесного, разрушая владычество этих Начал. Судебная же функция, что связанная с миром горним Спасителя, имеет место также быть, но обозначена своей спецификой, в том числе связанной и с пониманием суда не как явления юридического порядка, но органического характера. Здесь же отметим, что в представлении растождествления существует обязательное разграничение судебных функций. Исторически носители традиции растождествления связывали её с проповедью Евангелия духовного (πνευματικος), а традицию совмещения - с Евангелием душевным (ψυχικος). 

В данной работе будет представлено, что на уровне канонических текстов можно выявить наличие двух обозначенных выше традиций. При этом явлению наличия двух противоборствующих тенденций можно дать оценку следов некогда произошедшего перехода от представления юридического растождествления к представлению юридического совмещения, когда на этапе формирования и становления текстов происходила их редакция. При этом некоторые фрагменты книг НЗ тяготеют к традиции ψυχικος, а некоторые, наоборот, к традиции πνευματικος, образуя довольно интересную мозаику. В процессе проведения классификации можно отметить и фрагменты, которые инвариантны и не имеют яркой выраженной принадлежности. В этом случае автором книги НЗ не уточняется фон написания, и в этом аспекте фрагменты в классификации нейтральны. Однако относительно них можно предположить тенденцию тяготения или фона традиции их истолкования.

Исторически известно, что традиция πνευματικος оперировала также в пространстве ТаНаХа, однако использовала специфическую экзегезу толкования. Проповедь Иисуса пространства НЗ, представленная в традиции юридического растождествления, в таком случае также связана с пространством ТаНаХа, однако оперирование в нём происходит в специфической экзегезе. Традиция вольного оперирования при этом не является чем-то экстра неординарным для религиозной мысли самой Палестины. Однако слишком широкие меры неординарности по необходимости могут караться смертью. При этом монотеистическая основа проповеди Христа ложится в монотеистическое русло иудаизма до момента выявления конфликта, после чего происходит религиозный суд и казнь. 

В пространстве ТаНаХа можно выделить описание эсхатологической концовки мира (эона). В этой концовке происходит тотальное уничтожение как всего нечестивого, так и всего живого на земле. 

 

 

41 Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского.
2 Все истреблю с лица земли, говорит Господь:
3 истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь.
(Соф.1:1-3. Синод. изд.) 

14 Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!
15 День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы,
16 день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.
17 И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет.
18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли.
(Соф.1:14-18. Синод. изд)

 

 

С этой концовкой предположительно можно связать следующий стих. 

 

 

18 Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока всё не сбудется. (Матф.5:18. Пер. под ред. еп. Кассиана) 

 

В таком случае и миссия спасения способна мыслиться как избавления от тотального уничтожения. При этом сам Спаситель провозглашает незыблемость именно Своего Слова, когда То пребывает и в эпохе (эоне) действия Закона, а также и в эоне будущем, что наступит после исчезновения неба и земли, после разрешения последней «йоты и черты». 

 

 

35 Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут.
(Матф.24:35. Пер. под ред. еп. Кассиана)

 

Евангелие от Луки. Так в работе «Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки» были приведены примеры, обозначенные проблематикой традиционной юрисдикции, в частности когда уничтожение тела и души связано с врагом друзей Христа. В исследуемом же нами аспекте данные фрагменты могут быть соотнесены с традицией юридического растождествления - πνευματικος.

Далее. В той же работе было представлено, что инициаторами суда и казни Христа являются космологические Начала. И здесь важно отметить, что выделяются три события, которые имеют единство между собой. Так, согласно тексту Луки, те, кто инициируют казнь Христа, будут инициировать и казнь жителей Иерусалима, коим и сострадает Христос. Само же тотальное истребление Иерусалима, связано в синоптической евангельской традиции с эсхатологической концовкой эона, с последними событиями на земле перед приходом Сына Человеческого. Сам же этот момент обозначен проблематичным и отмечен в библеистике. Но в таком случае и тотальное уничтожение всего нечестивого и всего живого на земле связано непосредственно с реализацией космологических функций Начал. Все три события – 1) физическое уничтожение Спасителя, 2) уничтожение жителей Иерусалима и 3) уничтожение всего живого в конце эона, находится под одним знаменателем и связано с реализацией судебной функции Начал и Властей.

Далее. В Ев. Луки при описании Спасителем событий тотального уничтожения всего живого возможность «предстояния» перед Сыном Человеческим есть благом. Осуществление «предстояния» перед Спасителем мыслится реализацией или же возможностью спасения от тотального уничтожения.

 

 

 

34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого.
(Лук.21:34-36. Синод. изд)

 

 

Так, данный фрагмент можно классифицировать традицией растождествления, когда за тотальным судом не стоит никаких судебных разбирательств. Тотальный суд слеп и предрешает лишь уничтожение. Одновременно в Ев. Луки открывается и иное воздаяние, происходящее в вечных обителях Христа. 

 

 

9 И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители, 
[Богатством неправедное – мамона]  ( Лук.16:9. Пер. под ред. еп. Кассиана)

 

В этом суде нет тотального уничтожения, но жители обителей в посмертном существовании воздаянием принимают тех, кто некогда оказал им помощь на земле в материальном, однако сам в духовном остался в нищете. Такое воздание резко контрастирует с судом вне Христа, и по содержанию является полной противоположностью.

Евангелие от Иоанна. Так, в Евангелие от Иоанна можно выделить ряд примеров, которые классифицируются двумя традициями и могут рассматриваться следами некогда произведенного искусственного перехода от представлений  πνευματικος к представлению ψυχικος.

 

 

16 Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; 
17 потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа.
(Иоан.1:16-17; Пер. под ред. еп. Кассиана)

 

Так здесь проводится две смысловые линии:

 

Моисей -  - Закон - - (Анти)Милость
Иисус Христос- - Полнота и Истина - - Милость


Само сочетание χαριν αντι χαριτος, переводимое традиционно «благодать на благодать», имеет проблематику адекватного перевода, ибо дословно представляется как «милость анти милость». В контексте же повествования Иоанна «анти милость» может быть определена как «немилость» или даже «лжемилость» (в особенности использования αντι в греческом языке НЗ), что характеризует особенность юридической ветви «Моисей – Закон» и применяется в контекстной антитезе к ветви "Полноты и Истины".

Далее. С одной стороны часть фрагментов достаточно чётко доносит, что суд не принадлежит Отцу (5:22 Отец не судит никого но суд весь дал Сыну), а сам суд Сына связан скорее органическим пониманием выбора каждого человека, ибо фактически не Сын будет непосредственно судьёй и палачом каждого в будущем, но реакция человека на принесённое Им Слово в настоящем и определяет уже сам суд. 

 

 

12:48 Для отвергающего Меня и не принимающего Моих слов есть судья: слово, которое Я изрек, оно будет судить его в последний день.

3:19 А это есть суд, что свет пришел в мир, и возлюбили люди больше тьму, чем свет; ибо были лукавы дела их.
(Пер. под ред. еп. Кассиана)

 

Однако тут же в Евангелии провозглашается, что есть всё же некто судящий, который, согласно текста, Иисусом и Отцом являться по смыслу не должен.

 

 

8:49 Ответил Иисус: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
8:50 Я же не ищу славы Моей: есть Ищущий и Судящий.
(Пер. под ред. еп. Кассиана)

 

Данный момент приводит определённо к теологическим трудностям переводчиков, ибо тем требуется в переводе регистром символа указать, кто есть этот «ищущий (славы) и судящий» на иудеев, которые бесчестят Спасителя. Тогда как ни Отец ни Сын не ищут славы Сами Себе и не судят прямым юридическим образом. Соответственно переводчик, оперируя в традиции совмещения, а также воспринимая текст Евангелия изначально целостным, «судящего и ищущего» славы себе вынужден представлять Отцом Небесным. 

Таким образом данный момент можно рассматривать именно перекрёстком двух традиций, когда с одной стороны часть стихов Евангелия может быть прямо отнесена к традиции растождествления судебных функций, а вторая же, как и общий принятый вероучительный фон, наоборот, к традиции совмещения, вызывая тем самым конфликт на уровне целостного представления текста Евангелия.

Корпус Петра. Следует отметить, что относительно Посланий Петра существуют сомнения в вопросе аутентичной целостности канонического корпуса в библеистике. Поэтому вопрос об определении традиции связан ещё и с вопросом аутентичности тех или иных фрагментов. Первое Послание Петра приоткрывает некоторую картину неведающих ангелов  и предположительно имеет связь с космологическими воззрениями. Однако такая картина имеет затруднение в выявлении в Послании Петра без внешних источников. 

Корпус Павла. Самый большой по объёму в НЗ и самый богатый для проведения классификационной оценки. Корпус Павла содержит достаточно яркие фрагменты, которые однозначно можно отнести к традиции растождествления πνευματικος.

Так в работе «Космологическая система апостола Павла - Начала и Власти» было произведено исследование понятийной системы, воззрения на основе которой можно отнести к традиции растождествления. В этом аспекте выделяется следующее:

 

 

1. Римская по сути казнь распятие у Павла мыслится древним религиозным ритуалом ТаНаХа, связанным непосредственно с судебным и карательным действом и инициируемым Яхве. 
2. Само же распятие у Павла достаточно чётко представлено, как инициированное Началами этого мiра. 
3. Сами же Начала и Власти, действуя в судебной космологической функции, по неведению распинают Спасителя, однако и лишаются своего оружия рабовладения над иудеями – рукописания. 

 

В  работе же "Горшечная тематика и раннее христианство" представлены основания, на которых делается вывод о совмещении опыта религиозного общения иудеев, ангелов и Яхве с опытом рабства стихиям мiра, рабства космическим Началам и Властям. 

Далее, представим достаточно яркий фрагмент традиции растождествления.

 

 

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ [κυριους] много, - 
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь [κυριος] Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 
(1Кор.8:4-6. Синод. изд.)

 

В исследуемом нами аспекте данный фрагмент однозначно может быть проклассифицирован традицией πνευματικος. Так, греческий аналог еврейского обозначение Яхве – Господь - κυριος. Оперируя в греческом языке и ссылаясь при этом на Септуагинту провозглашение лишь единственного Господа [κυριος] Иисуса может рассматриваться ярким примером растождествления. Таким образом у Павла Господь (κυριος - Яхве) растождествлён с Господом Христом и мыслится, в рассматриваемом нами аспекте, Началом абсолютного возмездия эона. 

В работе «Горшечная тематика» было предложено, что для апостола Павла иудеи, как впрочем и язычники, представляются теми, кто несёт в себе внутренне образ Божий, находятся под властью космических мiродержцев - Начал и Властей, в их стихии пребывания, и живёт в стенаниях и мучениях, ожидая вышнего усыновления. В аспекте же судебной космологии именно с этим началом возмездия связана непосредственно история подзаконных, и их стенания в ожидании усыновления Отцом Истинным.

 

Так, в 1-м послании коринфянам, 10 главе, история с пагубой, постигшей отцов за ропот, может быть представлена в протооснове именно в фоне растождествления, когда автором демонстрируется пример судьбы тех, кто находится в юрисдикции судебного Начала этого мiра. Также у Павла и гонители детей Божьих в этом мiре органически наследуют его судьбу, когда на них будет реализовано обещанное некогда тотальное и всеразрушающее выражение гнева Начала абсолютного возмездия.

Данный момент представляет особый интерес при реконструкции текстов Апостоликона и заслуживает отдельного независимого рассмотрения. Здесь же отметим интересное для тематики данной работы примечание, что эсхатологическая концовка мира, которая описывается Павлом в первом послании коринфянам 15 главе («Горшечная тематика»), описывается на фоне прихода Сына Человеческого. При этом окончание нынешнего глиняного эона связано с окончательным истреблением его космических мiродержцев - Начал и Властей. Достаточно интересная параллель лежащая в традиции растождествления, так как концовка мира, нынешних земли и небес при сопоставлении, связывается с окончанием эона «йот и черт» Закона, с последующим началом эона нового, в котором незыблемо пребывает Слово Спасителя.

Приведём далее в качестве примера несколько мест, которые можно охарактеризовать нейтральным фоном, однако сопоставления их с фоном традиции растождествления не вызывает никаких противоречий. 

 

 

23 Ибо плата за грех - смерть, а дар благодати Божией - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23. Пер.под ред. еп. Кассиана)

 

Данный стих находится в судебной плоскости, однако по содержанию он нейтрален и его истолкование зависит от фона предполагаемого толкователем. Но следует отметить, что он может легко быть отнесён к традиции растождествления, аналогично может быть отнесён и авторский фон его написания. Ибо фактически разграничивается действия двух начал – Закона Моисеева, несущего в качестве платы за грех - смерть, а также Иисуса Христа, милостью дарующего жизнь.

 

 

среди которых и мы все некогда жили в похотях плоти нашей, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие, -
(Еф.2:3. Пер.под ред. еп. Кассиана)

 

Данный стих также относится к судебной плоскости. Так, вне Христа человек мыслится дитём гнева, тем, кто наследует гнев. Важно отметить, что в этом наследии не разграничиваются иудеи от язычников. Реализация гнева предопределена вне Христа, как для одних, так и для других.

 

 

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. 
9 Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева, 
10 Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его,-тем более, примирённые, будем мы спасены в жизни Его. 
11 И не только это, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого мы теперь получили примирение.
(Рим.5:8-11. Пер.под ред. еп. Кассиана)

 

В стихе 9 раскрывается учение о спасении от грядущего гнева. Однако стих может истолковываться в любом фоне. Важным моментом выделим здесь то, что гнев сам по себе абсолютен и слеп, за ним не стоит милующая и взвешивающая сила, которая бы могла дать оценку меры вины и степени наказания. В традиции юридического растождествления гнев Начал и Властей теряет власть при осуществлении примирения человека с Богом. 

 

 

32 а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром.
(1Кор.11:32 Пер.под ред. еп. Кассиана)

 

Внешний суд (вне тела Христа и его членов) – суров, абсолютен и деструктивен. В нём нет места взвешиванию вины и его результат - полное уничтожение виновных с предельной мерой наказания. Тогда как суд внутренний, производимый в теле Христовом Главой, несёт именно характер воспитания и направлен на созидание.

Выводы. Таким образом, в данной работе были обозначены две традиции понимания судебной космологической функции, которые можно выявить в известных письменных документах первых веков христианской эпохи, а также в исторических реалиях их конфликта. На основе определения двух традиций была предложена и классификации тех или иных фрагментов по признаку возможной принадлежности к соответствующей традиции. Выборочно были предложены примеры такой классификации. Следует отметить, что такая классификация может быть предпринята к целому спектру книг корпуса НЗ и выявить существование соответствующей конфликтной проблематики, а это в свою очередь свидетельствует об отображении реального исторического конфликта на уровне самого корпуса. Также данная система классификации может быть применена более широко как корпусу НЗ, так и при исследовании различных письменных источников первых веков христианской эпохи, а также при реконструкции текста Апостола.

 

 

(c) Влад Вальберг. Апрель 2008.
vladvalberg@mail.ru 


Апостол Павел. ПАРАДОКС ВЗГЛЯДОВ

  Что это такое КОСМОЛОГИЯ? (популярно о заумном)

 

 

Hosted by uCoz