Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки
- Вступление -
В работе по исследованию космологической системы Посланий апостола Павла была предпринята попытка однозначно доказать, что в мировоззрении апостола Начала и Власти [αρχας και εξοθςιας], распинающие Христа, это не Пилат и не Первосвященник, но некие силы небес, противостоящие и Богу и детям Божьим. Также было показано, что эти силы в учении Павла имеют специфическую связь и с иудеями, с их рукописанием, а также с их (иудеев) духовным рабством. Именно эти силы Христос обезоружил, разоблачил и посрамил. Сами же эти силы, распиная Христа, действовали через людей, будучи вдохновителями. Далее, было проведено небольшое сопоставление, цель которого заключалась в возможном обнаружении идентичной космологической картины в различных книгах Нового Завета. Так, такое сопоставление было предпринято по отношению к истории распятия Христа в Евангелии Иоанна. Таким образом, на основе выделенной понятийной системы была обозначена и соответствующая духовная традиция понимания казни. В данной работе целью ставиться выявление идентичной традиции в Евангелии от Луки.
- Рассмотрение истории казни -
Итак, последние моменты жизни Спасителя перед распятием. Евангелие от Луки.
Пилат обращается к иудеям и свидетельствует, что не находит в Нём зла, предлагает наказать, но и отпустить
Что-то страшное, трагическое и безысходное должно очень скоро случится с детьми оплакивающих.
Исторически известно, что выросшее поколение Иисуса, здесь же в Иерусалиме будет изрублено как мечами римлян, так и подвергнуто террору религиозных иудейских фанатов - сикариев.
Обратимся к подстрочному переводу:
Очевидно, что под влажным (зеленеющим, живым) деревом понимается сам Иисус (возможно и Его последователи). С сухим дерево связана судьба в будущем выросших и уничтоженных детей тех матерей, что оплакивают Иисуса, да и вообще жителей Иерусалима. Грядущее событие – это кровавое истребление. Сейчас убивают Спасителя, но вскоре массово будут уничтожены многие. Остановимся на данном стихе.
- Кто эти
они, и что они делают?
-
В исследуемой нами фразе сухость и живость - это прежде всего аллегорические образы с определённо духовным смыслом. Когда
влажное – способно приносить плод и
мыслится тем, что именно духовно живо. Сухое
же плод не приносит и является тем, что духовно
мёртво.
Покарание сухого, в будущем – событие фатальное, так как уже сейчас, в настоящем, свершается покарание зеленеющего.
- Каратели Ев. Луки и космология Павловых Посланий -
Рассмотрим данный
момент в аспекте космологии представленной
Посланиями Павла.
То, что они палачи и судьи - органически связано с контекстом данной истории, а также имеет и параллели на другие места. Приговор Иисуса к смерти – это и есть суд, притом на смерть римские власти подталкивают фанатичные религиозные иудеи (идентично и в Ев. Иоанна), которые впоследствии лягут костьми сами. Начала и Власти в таком случае - вдохновители. С идеей суда связано и упоминание неизбежного уничтожения сухого дерева. К тому же этот суд – как абсолютно суров, так и зол. Иисус – зелёное, живое древо (духовно живое), но его все равно при этом карают смертью.
- Герменевтическое единство Луки и Павла -
В продолжение темы можно привести пример герменевтического единства Луки и Павла на срезе понятийной системы относительно выделенных у Павла космологических Начал и Властей [αρχας και εξοθςιας]. Их космологические функции органически соединяются в единую систему. В Посланиях Павла именно те и распинают Христа. Они – вдохновители и связаны с иудеями.
Т.е. предстоящие гонения на последователей Христа связаны: a) с иудейскими синагогами и имеют религиозную основу; б) в синагогах последователям предстоит предстать на суд пред Началами и Властями.
В таком случае синагоги связаны с покровительством Начал и Властей. Данный момент может легко сочетается с космологическими функциями Начал и Властей иудеев в Посланиях Павла. Когда Начала связаны с судебной карательной функцией и действуют на основании рукописания иудеев, а распятие Христа при этом представляется древним религиозным карательным актом повешенья на древе.
- Проблематика юрисдикции -
Выделяемая нами традиция понимания казни Христа порождает конфликт теологический юрисдикции, когда судебная власть предполагается, как принадлежащая не исключительно Богу, а неким силам небес, в противостоянии с которыми находится как Христос, так и Его последователи. Такой момент выходит из плоскости как ортодоксального богословия, так и теологической плоскости книг Нового Завета. Детальное рассмотрение и раскрытие этого конфликта является отдельной темой, здесь же важно отметить, что конфликт не порождается введением рассматриваемого нами толкования казни, но существует независимо от него. Традиция представления карающих сил с судебными функциями может быть представлена и аргументирована не только Павловыми Посланиями, но и дополнительно самим текстом Евангелия от Луки.
Итак, кратко рассмотрим два примера, на которых может обосновываться исследуемая нами традиция.
А) (Лук.12:4,5 )
Иисус беседует с учениками и предостерегает относительно предстоящих на них гонений. При этом друзья Иисуса, согласно контекста, предостерегаются о врагах. Более страшен не тот, кто убивает тело, но тот, кто по убиению тела способен ввергать душу друзей в геенну. Объект повествования, ввергающий в геенну, ясно и чётко не идентифицирован. Однако он, в контексте беседы Иисуса, легко соотносится именно с врагами. Этот враг способен погубить не только тело, но также и душу. Данный момент выходит за рамки пространства ортодоксального богословия и Канона, так как врагу учеников и Иисуса определяется право решать судьбу души, а именно ввергать её в погибель.
Б) (Лук.12:58,59)
В данном отрывке Иисус наставляет разрешению вопросов долгов не доводя суда до начальника [αρχοντα], ибо тот решает вопросы жёстко, бескомпромиссно и с максимальными потерями для должника. Содержание этого фрагмента раскрывает банальную житейскую судебную процедуру и её последствия. Очевидная банальность прямого толкования предполагает естественным и логичным факт наличия иного, иносказательного смысла. В таком случае можно предположить о долгах и наказаниях связанных с душёй человека, в земной жизни или же за ней. При этом есть основания предполагать, что карающая сторона не рассматривается стороной божественной, ибо начальник буквально "волочит" должника к судье, а тот передают истязателю (исполнителю), что ввергает в темницу. Сам Иисус предостерегает от таких последствий, и они рассматриваются пагубной реальностью для души, имеющей долги.
Таким образом Евангелие от Луки содержит моменты, выходящие за рамки традиционной теологической юрисдикции, однако, которые могут рассматриваться в единой космологической плоскости, где судебные функции, принадлежат неким силам небес, и именно эти функции связаны с казнью Христа и грядущим истреблением жителей Иерусалима.
Важно также отметить, что данный момент отражён независимо как и в Евангелии от Луки, так и в Павловых Посланиях. Возможно, что данные силы небес в собирательном образе обозначены у Павла как некие ангелы.
В таком случае Христовы последователи, получившие освобождение, представляются эсхатологическими судьями для этих сил.
- Заключение -
Таким образом в данной работе представлены основания, которые позволяют выделить специфическую духовную традицию понимания казни Спасители, как противостояния с небесными мiродержцами. Такое противостояние открывается на уровне канонических текстов Посланий Павла, может быть представлено в истории казни Ев. Иоанна, а также находит своё обоснование в Ев. Луки. С таким пониманием возникает проблематика традиционной теологической юрисдикции, но независимо от него проблематика имеет место быть на уровне канонических текстов. Вместе с тем наличие конфликта может свидетельствовать о существование на уровне книг Канона отображения специфической духовной традиции, что предполагаемо может быть отнесена к воззрениям раннего христианства.
Влад
Вальберг. Апрель 2008. Реконструкция космологических представлений ап. Павла в исследованиях Альберта Швейцера Что это такое КОСМОЛОГИЯ? (популярно о заумном)
|