Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки

© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
 Источник: http://spinavigator.narod.ru/kosmologia_of_crucify__luke.htm

 

Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки

 

Ключевые слова: раннехристианская космология, учение и представление об ангелах, ангеология, текстология Евангелия от Луки, космологическая понятийная система, учения ранних христиан, кто распял Христа, толкование на Евангелие Луки.


- Вступление -

 

В работе по исследованию  космологической системы Посланий апостола Павла была предпринята попытка однозначно доказать, что в мировоззрении апостола Начала и Власти [αρχας και εξοθςιας], распинающие Христа, это не Пилат и не Первосвященник, но некие силы небес, противостоящие и Богу и детям Божьим. Также было показано, что эти силы в учении Павла имеют специфическую связь и с иудеями, с их рукописанием, а также с их (иудеев) духовным рабством. Именно эти силы Христос обезоружил, разоблачил и посрамил. Сами же эти силы, распиная Христа, действовали через людей, будучи вдохновителями.  Далее, было проведено небольшое сопоставление, цель которого заключалась в возможном обнаружении идентичной космологической картины в различных книгах Нового Завета. Так, такое сопоставление было предпринято по отношению к истории распятия Христа в Евангелии Иоанна. Таким образом, на основе выделенной понятийной системы была обозначена и соответствующая духовная традиция понимания казни. В данной работе целью ставиться выявление идентичной традиции в Евангелии от Луки.

 

- Рассмотрение истории казни  -

 

Итак, последние моменты жизни Спасителя перед распятием. Евангелие от Луки. 
Иудеи кричат Пилату 

 

 

– распни, распни Его! (Лук.23:21) (Синод. изд.)

 

Пилат обращается к иудеям и свидетельствует, что не находит в Нём зла, предлагает наказать, но и отпустить

 

 

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. (Лук.23:22) (Синод. изд.)


Однако толпа с неистовством требует смерти, и Пилат услужил. 
Далее. Спасителя ведут на Голгофу. 

 

 

27 Следовало же за Ним великое множество народа и женщин, которые били себя в грудь и плакали о Нем. (Лук.23:27) (Синод. изд.)


Иисус обращается к идущим за ним женщинам и оплакивающим Его грядущую участь.

 

 

28 И обернувшись к ним, Иисус сказал: дочери Иерусалимские, не плачьте о Мне; но о себе плачьте и о детях ваших, (Лук.23:21) (Синод. изд.)

 

Что-то страшное, трагическое и безысходное должно очень скоро случится с детьми оплакивающих.

 

 

29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! 
30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лук.23:29-30) (Синод. изд.)

 

Исторически известно, что выросшее поколение Иисуса, здесь же в Иерусалиме будет изрублено как мечами римлян, так и подвергнуто террору религиозных иудейских фанатов - сикариев. 

Далее идёт интересуемый в ракурсе данной работы стих с пояснением Христа, относительно происходящих и грядущих событий. 

 

 

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук.23:31) (Синод. изд.)

 

Обратимся к подстрочному переводу:

 

 

---"потому что если во влажном дереве это делают, в сухом что случится?"---

 

Стихи приводятся согласно  подстрочныму переводому  Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ – UBS.

 

Очевидно, что под влажным (зеленеющим, живым) деревом понимается сам Иисус (возможно и Его последователи). С сухим дерево связана судьба в будущем выросших и уничтоженных детей тех матерей, что оплакивают Иисуса, да и вообще жителей Иерусалима. Грядущее событие – это кровавое истребление. Сейчас убивают Спасителя, но вскоре массово будут уничтожены многие. Остановимся на данном стихе. 

 

- Кто эти они, и что они делают?  -

Можно сделать предположение, что объекты, выполняющие карающие действия, это именно римляне, беспощадно подавляющие восстания в своих колониях. В качестве разработки именно этой тематики можно привести книгу Т.Н. Райта «Иисус и победа Бога». Иисус, в тематике  у Т.Н. Райта, отвернутый царь, который предложил путь мира Израилю, путь, который мог предотвратить бойню. 

Цитата: «Он умирал как отвергнутый царь, предложенный которым путь мира был отринут. Страдание Израиля он взял на себя, но, увы, самому Израилю все равно было не избежать горькой участи…» 
[Т.Н. Райт «Иисус и победа Бога», глава «Дерево зеленое и дерево сухое»]  

Однако в этой трактовке есть и "слабое звено". В исследуемой фразе используется два аллегорических сравнения - древо сухое и древо зеленеющее. Сами образы деревьев представлены в пространстве ТаНаХа и связаны с духовной живостью или сухостью. 

 

 

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс.1:3) (Синод. изд.)

 

В исследуемой нами фразе сухость и живость - это прежде всего аллегорические образы с определённо духовным смыслом. Когда влажное – способно приносить плод и мыслится тем, что именно духовно живо. Сухое же плод не приносит и является тем, что духовно мёртво. 

В исследуемом нами фрагменте происходит покарание духовно живого. И если так, то согласно исследуемого нами фразы, покарание духовно мёртвого абсолютно неизбежно. Спаситель оперирует аллегорическим духовным критерием, согласно которому НЕКТО казнят и живое (дерево посаженное у потоках вод), несмотря на то, что оно живое, зелёное. НЕКТО, хоть даже и живое, но всё равно его казнит. Тем паче более страшное возмездие будет применено к сухому.

 

 

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук.23:31) (Синод. изд.)

 

Покарание сухого, в будущем – событие фатальное, так как уже сейчас, в настоящем, свершается покарание зеленеющего.

 
И здесь, толкование с карающими римлянами имеет конфликт. Ведь римским завоевателем должно быть абсолютно безразлично кого карать в колонии, кто их жертвы праведники или грешники, иудеи или самаряне, правоверные или неправоверные. Для их мечей существуют только безликие революционеры. Однако в словах Спасителя Евангелия духовная аллегория - критерий обоснования грядущих событий. Некто казнят дерево живое, что же удивляться над грядущей казнью дерева сухого. Если так они относятся к древу живому, то к сухому древу будет ещё и не так. Спаситель оперирует признаком духовной жизни. «Они» - беспощадны к Живому, тем паче к сухому – мёртвому. 

Так, вероятно, Т.Н. Райт пытается разрешить возникающий в его трактовке конфликт. 
Цитата: «Если Рим сделал это с одним революционером, который даже не поддерживал антиримское восстание, то что он сделает с настоящими бунтовщиками и их сторонниками?» 

Однако в трактовке Т.Н. Райта существует смысловая нестыковка, ибо если сухое дерево – «ярый революционер», то дерево влажное, живое – такой себе революционер косвенный, который и не совсем даже революционер. Тогда как настоящие революционеры – исключительно сухие деревья!

 

- Каратели Ев. Луки и космология Павловых Посланий  -

 

Рассмотрим данный момент в аспекте космологии представленной Посланиями Павла.  

Итак, карающие – это не римляне. ОНИ – судьи и палачи, уничтожающие сухое и даже, посаженое у потоках вод. В истории казни Ев. Луки, Иисус сострадает сострадающим Ему, тем, кто в будущем испытает невообразимые скорби и будет покаран с ещё большей жестокостью чем Он сам. Карающие – ему не друзья, карающие – им не друзья. В рассматриваемом же нами аспекте ОНИ - Начала и Власти, грозные опекуны иудеев, вдохновители распятия Христа.

 

То, что они палачи и судьи - органически связано с контекстом данной истории, а также имеет и параллели на другие места. Приговор Иисуса к смерти – это и есть суд, притом на смерть римские власти подталкивают фанатичные религиозные иудеи (идентично и в Ев. Иоанна), которые впоследствии лягут костьми сами. Начала и Власти в таком случае - вдохновители. С идеей суда связано и упоминание неизбежного уничтожения сухого дерева. К тому же этот суд – как абсолютно суров, так и зол. Иисус – зелёное, живое древо (духовно живое), но его все равно при этом карают смертью.

 

- Герменевтическое единство Луки и Павла -

 

В продолжение темы можно привести пример герменевтического единства Луки и Павла на срезе понятийной системы относительно выделенных у Павла космологических Начал и Властей [αρχας και εξοθςιας]. Их космологические функции органически соединяются в единую систему. В Посланиях Павла именно те и распинают Христа. Они – вдохновители и связаны с иудеями. 

 
Деяния Начал и Властей связаны в Ев. Луки непосредственно с гонениями. Первым кто был в их списке – Христос. У Павла – они противостоят последователям Христа и могут быть связаны с теми же гонениями. Ев Луки имеет пример, который можно предположить принадлежащим и идентичной понятийной системе. Понятийная связка терминов «Начала и Власти» обнаруживается в тексте Евангелия и связана она с гонениями последователей Христа, что основаны на религиозных убеждениях иудеев.

 

 

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, [αρχας και τας εχουςιας] не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, 
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить. 
(Лук.12:11,12) (Синод. изд.)

 

Т.е. предстоящие гонения на последователей Христа связаны:

a) с иудейскими синагогами и имеют религиозную основу;

б) в синагогах последователям предстоит предстать на суд пред Началами и Властями.

В таком случае синагоги связаны с покровительством Начал и Властей. Данный момент может легко сочетается с космологическими функциями Начал и Властей иудеев в Посланиях Павла. Когда Начала связаны с судебной карательной функцией и действуют на основании рукописания иудеев, а распятие Христа при этом представляется древним религиозным карательным актом повешенья на древе.

 

 - Проблематика юрисдикции - 

 

Выделяемая нами традиция понимания казни Христа порождает конфликт теологический юрисдикции, когда судебная власть предполагается, как принадлежащая не исключительно Богу, а неким силам небес, в противостоянии с которыми находится как Христос, так и Его последователи. Такой момент выходит из плоскости как ортодоксального богословия, так и теологической плоскости книг Нового Завета. Детальное рассмотрение и раскрытие этого конфликта является отдельной темой, здесь же важно отметить, что конфликт не порождается введением рассматриваемого нами толкования казни, но существует независимо от него. Традиция представления карающих сил с судебными функциями может быть представлена и аргументирована не только Павловыми Посланиями, но и дополнительно самим текстом Евангелия от Луки.         

 

Итак, кратко рассмотрим два примера, на которых может обосновываться исследуемая нами традиция.

 

А) (Лук.12:4,5 ) 

 

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать. 
5 Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь. 
(Лук.12:4,5 ) (Перевод под ред. еп. Кассиана) 

 

Иисус беседует с учениками и предостерегает относительно предстоящих на них гонений. При этом друзья Иисуса, согласно контекста, предостерегаются о врагах. Более страшен не тот, кто убивает тело, но тот, кто по убиению тела способен ввергать душу друзей в геенну. Объект повествования, ввергающий в геенну, ясно и чётко не идентифицирован. Однако он, в контексте беседы Иисуса, легко соотносится именно с врагами. Этот враг способен погубить не только тело, но также и душу. Данный  момент выходит за рамки пространства ортодоксального богословия и Канона, так как врагу учеников и Иисуса определяется право решать судьбу души, а именно ввергать её в погибель.

 

Б) (Лук.12:58,59)

 

58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству [αρχοντα], то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел [καταςυρη - приволок] тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу;
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
(Лук.12:58,59) (Синод. изд.)

 

В данном отрывке Иисус наставляет разрешению вопросов долгов не доводя суда до начальника [αρχοντα], ибо тот решает вопросы жёстко, бескомпромиссно и с максимальными потерями для должника. Содержание этого фрагмента раскрывает банальную житейскую судебную процедуру и её последствия. Очевидная банальность прямого толкования предполагает естественным и логичным факт наличия иного, иносказательного смысла. В таком случае можно предположить о долгах и наказаниях связанных с душёй человека, в земной жизни или же за ней. При этом есть основания предполагать, что карающая сторона не рассматривается стороной божественной, ибо начальник буквально "волочит" должника к судье, а тот передают истязателю (исполнителю), что ввергает в темницу. Сам Иисус предостерегает от таких последствий, и они рассматриваются пагубной реальностью для души, имеющей долги.

 

Таким образом Евангелие от Луки содержит моменты, выходящие за рамки традиционной теологической юрисдикции, однако, которые могут рассматриваться в единой космологической плоскости, где судебные функции, принадлежат неким силам небес, и именно эти функции связаны с казнью Христа и грядущим истреблением жителей Иерусалима.        

 

Важно также отметить, что данный момент отражён независимо как и в Евангелии от Луки, так и в Павловых Посланиях. Возможно, что данные силы небес в собирательном образе обозначены у Павла как некие ангелы.     

 

 

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? 
(1Кор.6:3)  (Синод. изд.)

 

В таком случае Христовы последователи, получившие освобождение, представляются  эсхатологическими судьями для этих сил.

 

- Заключение -

 

Таким образом в данной работе представлены основания, которые позволяют выделить специфическую духовную традицию понимания казни Спасители, как противостояния с  небесными мiродержцами. Такое противостояние открывается на уровне канонических текстов Посланий Павла, может быть представлено в истории казни Ев. Иоанна, а также находит своё обоснование в Ев. Луки. С таким пониманием возникает проблематика традиционной теологической юрисдикции, но независимо от него проблематика имеет место быть на уровне канонических текстов. Вместе с тем наличие конфликта  может свидетельствовать о существование на уровне книг Канона отображения специфической духовной традиции, что предполагаемо может быть отнесена к воззрениям раннего христианства.

 

 

 

Влад Вальберг. Апрель 2008.
vladvalberg@mail.ru 


Реконструкция космологических представлений ап. Павла в исследованиях Альберта Швейцера 

Что это такое КОСМОЛОГИЯ? (популярно о заумном)

 


Hosted by uCoz