РАЗМЫШЛЕНИЯ
|
|
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
|
И здесь возникает вопрос. Каким образом среди весьма даже материальных проявлений дел, которые можно связать с именно плотской натурой человека, в один ряд ставится колдовство? Ведь колдовство определённо можно отнести к явлению духовного плана, когда через человека проявляется некая именно духовная сила, без которой сверхъестественные проявления невозможны. Но оно почему-то мыслится также делом плоти. Ответ может быть следующим.
Картина ап. Павла
Так в Посланиях апостола Павла открывается, что человеческий мир находится под покровительством духов злобы, мiродержцев, Начал и Властей. Также на основании Посланий можно придти и к выводу, что человечество управляется через страсти и похоти князем (Началом), господствующим в воздухе. При этом обнаруживается некое их единство, взаимосвязь страстей с господствующим в воздухе Началом, что как раз и отражено в православной аскетике.
На основании НЗ можно
также придти к тому, что сам же человек мыслится в единой органической связи с лукавым миром, в котором он и существует. Когда его плотская натура, натура миродержцев и суть самой среды обитателей характеризуется одним термином – злость, лукавость. Сопоставляя возникший вопрос
именно с такой картиной можно придти и к выводу, что колдовство у апостола – проявление этих самых духовных Начал и Властей через плоть. Органическая связь даёт им право проявляться.
Может возникнуть логичный вопрос, а почему тогда человечество массово не «чудотворит», ибо все от рождения плотские и как следствие должны быть чудотворцами? Ответ может быть следующий. Реализация права имеет некий сдерживающий фактор. Право должно возыметь нечто дополнительное, чтобы реализоваться. И эта реализация наступает когда человек сам открывает дверь в сверхъестественный мир, вторгается туда посредством
неких приёмов и практик "дерзновенного
прихода к Престолу", либо некто «духовно просветлённый» открывает в человеке «двери», после чего Начала и вступают в свои права. В таком случае православный подход с его опорой на духовный опыт к вопросам даров имеет своё обоснование на основе Писания.
Может возникнуть вопрос, а почему же Павел таки прямо об этом не написал, прямо это не провозгласил, дабы не возникало проблем в будущем? Ибо если бы чёрным по белому подымался вопрос о лжедарах, то сейчас бы не было никакого конфликта моделей. Попытаемся дать ответ.
Разрешение конфликта
Фундаментально конфликт моделей можно объяснить отношением двух традиций, протестантизма и православия, к самой Библии. Ведь можно рассматривать вопросы тех же духовных даров, что отражены в
Новом Завете, с точки зрения именно фундаментального стартового духовного опыта Церкви первых тридцати лет, с которым можно соизмерять опыт последующий, сопоставлять и развивать и конфликта в этом случае наблюдаться не будет. И здесь Сошествие Духа было уникальным событием в истории Церкви,
которое является первым её опытом, что и был отражён в
Новом Завете. Попытка же какими-либо путями произвести повтор «сошествия»
чревата обретением духовных подделок.
Относительно рассматриваемых вопросов у Павла. Судя по посланиям, для Павла борьба в человеке духа и плоти, распятие её со страстями и похотями была
духовной нормой. Нормой, в которой он жил, которую ставил в пример и ожидал видеть её в других, при этом жёстко проводя уровень требований: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его».
Также хочется отметить, что Послания апостола отражают реально лишь опыт первых двух – трёх
десятилетий. Сталкивался ли Павел со случаями духовных
обольщений в христианских общинах? На основании его Посланий
такой вывод можно обозначить. А раз сталкивался, то наверняка и осмысливал, ища ответы на
возникавшие в таких случаях вопросы. Тогда следует и признать, что если он сталкивался, то мы не находим
в его посланиях каких либо развёрнутых картин пояснения лжедаров и прельщений, тогда как они
имели место быть. Почему же не находим? Возможно потому, что осмысление явлений попросту не
успело кристаллизироваться в эти самые развёрнутые да к тому же письменно зафиксированные картины. Явления были отмечены, были даны предостережения и общие предупреждения относительно грядущих прельщений. Да и фундаментальный фон Посланий отражает именно суть эпохи становления, эпохи сошествия Духа Святого и первого служения
Церкви, тогда как опыт прельщений является здесь вторичным.
В таком случае сохранившиеся и дошедшие до нас
Послания содержат предостережения и
фундаментальные основы,
необходимые для различения и противодействия
духовным сверхъестественным прельщениям и
лжедарам. Дальнейший же опыт Церкви
относительно соприкосновения с миром духовным,
результат осмысления которого приводил к выводу
об отказе поиска возможного
самовольного прорыва в этот мир для обретения особой силы
и обращал внимание прежде всего на борьбу с
собственными страстями является по сути продолжением
строения того самого фундамента, единым духовным путём тех, кто обрёл обетование дарования Духа, наставляющего на всякую истину.
(c) Влад Вальберг.
Январь 2009.
vladvalberg@mail.ru