Песня о пророчествах Танаха
|
Ключевые слова: иудаизм и
христианство, пророки иудаизма, мистика иудаизма
|
Следующий блог я хочу посвятить теме религиозного явления пророков в иудаизме. С
большим интересом читал часть книги
Нюхтилина, посвящённую
этому специфическому религиозному явлению. Сам развивал данную тему, сперва, в
направлении изучения мистического опыта неопротестантизма, а потом –
«соотношения» христианства и иудаизма. Какова же картина а данный момент
Как известно при традиционном подходе к Библии – пророки ВЗ представляют
своеобразное и уникальное явление действия Духа Святого, некое проявление даров
Духа в ветхозаветные времена. Ведь к такому выводу всячески ведут тексты Нового
Завета! А кто будет иметь что-то против апостолов? Вроде всё красиво, однако,
только не на самом деле.
Павел упорно не ссылается на целый пласт пророчеств (грядущее земное царство,
слуги язычники, возмездие не евреям), да и не только Павел. Более того он
противостоит воззрениям своего времени, которые связаны с тематикой данных
пророчеств. При этом он не предпринимает никакого аллегорического их толкования.
Также его эсхатология совершенно не предполагает свершения всех пророчеств
Танаха. Он ожидает второго явления (пришествия) Христа в пределах времени своей
жизни, а то что много чего не успеет исполниться, так его это не волнует. И не
только не успеет, но и не должно исполниться! И это без всяких реконструкций,
всё в пределах канонических текстов. Да, Павел Деяний клянётся в вере пророкам,
однако вполне достаточно самих канонических текстов посланий, чтобы понять, что
эти клятвы Деяний всего лишь чьи-то фантазии.
Есть ещё два (как я их назвал) «кита» - два отрывка, утверждающих авторитет тех
же пророчеств ВЗ в ранней церкви. Однако один «кит» красиво попадает на место
сшивки фрагментов второго послания Петра, которое ещё и в древности Петровым
никак не считалось. Второй - относится к пасторским Павловым посланиям,
авторство которых в критической библеистике уверенно и аргументировано ставится
под сомнение. Ну а без всякой критической библестики, возникает лишь вопрос,
почему Павел так хвалит, ценит и советует без всяких примечаний и предупреждений
то, чем сам не пользуется и во что сам не верит. Пётр «второй» же выдвигает
идею, что пророчества Духом зашифрованы, и Дух должен дешифровать, ну а иначе -
никак. А кто без дешифрации – так тому на голову сыплются страшные угрозы.
Но это всё моменты теологии и библеистики. Есть ещё вопросы опыта. Если оценить
пророческий новозаветный опыт и сравнить его с опытом ВЗ, то как-то жиденько
получается в НЗ. НЗ превозносит пророческий опыт ВЗ до заоблачных высот, при
этом провозглашает новую грандиозную эпоху служения в Духе Святом, но вот беда в
НЗ пророческое служение выглядит каким-то детством. Если же взять опыт жизни уже
христианской эпохи, то он вообще какой-то странный. Были во втором веке
христиане, которые сделали закономерные выводы о грандиозности служения в новую
эпоху и начали пророчества развивать, ну и дошли до «ручки». Про современное
пророческое служение неопротестантизма, который снова и снова пытается
реализовать то самое грандиозное служение – так то вообще мраки. Ну а
православие взяло и «вывело» понятие прелести. Но пророки Танаха, как они
спасались от неё? А может они её никогда и не покидали? Взять описания из ВЗ,
так то вообще похоже на нечто современное ультрохаризматическое.
Но вернёмся к альтернативному взгляду на пророческое явление ВЗ всё того же
Нового Завета. Вот Павел какбы между прочим связывает религиозный опыт евреев с
упраздняющейся властью стихий мира. Но всевозможные «киты», заверения в верности
и возвышения пророков ВЗ до заоблачных высот вряд ли дадут наивному читателю
возможность помыслить и сделать предположение, что опыт стихий мира абсолютно
естественно у Павла мог связываться и с опытом пророчеств Танаха. Так же
проскакивают местами у Павла какие-то странные высказывания об учениях
человеческих с одновременным упоминанием закона, вот тут бы как раз и
предположить о «творчестве» пророков, и станет понятно, почему Павел подряд
всему тому, что «написано», явно не верит и исполнения не ждёт. Но приплывают
«киты» и съедают всякого, кто начинает такое предполагать. И на этом всё
заканчивается. Исходя из данной картины складывается впечатление, что
пророческий опыт Танаха – это синтез, в котором смешаны как откровения мира
«начал и властей», так и откровения свыше, а также опыт «учений человеческих» -
возвышенных религиозных баек. И конечно же пророчества те - далеко не всегда
предсказания, но и хроники, разные обличения … и т.п. Примечательно, что
пророчества не всегда шли в русле генеральной линии «партии» того времени. Как
ни вспомнить обличения жрецов в правке текстов, или совершенно дикое
утверждение, что мол совсем не Бог ввёл для евреев жертвоприношения Торы. Пусть
таких «заминированных» мест и не много, но они есть, и лежат прямо таки под
самим фундаментом.
Теперь перейду к публикуемому мною фрагменту из книги, что касается данной
тематики. В первой части хочу привести отрывок, в котором автор предлагает свой
взгляд на явление и достаточно своеобразную методику анализа библейского
пророческого пласта, озвучивает интересные мысли относительно самого феномена.
Ведь не секрет, что содержание библейских пророческих книг представляют собой
сложные переплетения, в которых отсутствует строгая последовательность, логика
построения. Попадаешь прямо в какие-то лабиринты и «лесные чащи» (не зря ведь
ещё «Петр второй» о шифре задумался!). Что-то понимаешь, хотя бы о чём речь,
что-то можешь предполагать, но чаще всего впечатление движения ночью по тайге.
Вот с этим всем автор предлагает разобраться по предлагаемой им методике.
Итак, САМА МЕТОДИКА ЗДЕСЬ.
Далее привожу выдержки, что касаются результатов самого анализа пророческого
пласта Танаха и выводы автора. Можно было бы и больше пунктов привести в анализе
(не всё автор проанализировал), но и приведённых достаточно. Не забыл автор и
актуальную пророческую ветку об особом статусе евреев и положении гоев.
ЗДЕСЬ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ
АВТОРА.
(с) Влад Вальберг. Ноябрь 2012 .
Комментарии
|