Христианство – не проистекает из иудаизма
|
Ключевые
слова: иудаизм
и христианство, теодицея, теология,
конфликт.
|
В данной небольшой публикации будет представлен показательный пример того, что христианская евангельская традиция не может проистекать из иудаизма, т.е. рассматриваться неким этапом его развития,
этапом его эволюции. При этом религиозные представления иудаизма, будь-то о кончине мира – эсхатология, объяснение (оправдание) существования зла - теодицея, теология взаимоотношений между Богом, человеком, ангелами, дьяволом – не может напрямую браться из иудаизма и переносится в христианство, не может напрямую обосновываться Танахом и привноситься в теологию, что опирается уже на традиции Нового Завета.
Соответственно и наличие тех или иных теологических моментов в Ветхом Завете совершенно не означает их обязательное наличие в учении Христа и апостолов.
Итак. Показательным примером являются евангельские повествования об искушении Христа дьяволом. При этом одним из моментом таких искушений является предложение Христу власти над всеми земными царствами. Однако для иудаизма – власть над царствами может давать исключительно Бог. Объяснение, что данное предложение власти дьяволом было всего лишь розыгрышем, превращает историю искушения в юмористический фарс, когда Спасителю предлагался всего лишь тест на знание элементарных иудейских основ теологии. Более того, само евангельское повествование выявляет прямой конфликт с Танахом относительно того, кто же даёт власть.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Матф.4:8-10)
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
(Лук.4:6)
------------
23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный , и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.
(2Пар.36:23)
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
(Ездр.1:2)
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,
6 и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов , и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!
(2Пар.20:5,6)
37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу ,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
(Дан.2:37,38)
18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
(Дан.5:18)
Если бы евангелисты Матфей и Лука представляли некий гностический апокрифический текст, то возникли бы основательные подозрения, кого именно они считали ещё и дьяволом. Однако перед нами текст канонический, при этом Матфей и Лука в позитивном ключе в словах Христа ссылаются на Танах.
Можно предположить, что евангелисты попросту не пытаются совмещать новое христианское воззрения с воззрениями иудаизма, когда для евангелистов никакой прямой преемственности не существует, как и конфликта текстов. При этом они оперируют в иной мировоззренческой плоскости и не заботятся о возможных нестыковках воззрений и теологий. С другой стороны такой конфликт можно попытаться рассмотреть и с точки зрения преднамеренного протеста, однако не ясно зачем и против чего именно так протестуют авторы текста, ссылаясь также и в позитивном ключе на Танах.
Примечательно, что дьявольское предложение о даровании власти над царствами земли идёт и против представления о Мессии, имеющем земную власть на всеми народами и царствами, что в свою очередь также может быть обосновано некоторыми представлениями Танаха.
Следующий показательный и родственный пример – это упоминание «Князя мира сего» в Евангелии Иоанна, которому противостоит Спаситель (Ин 12:31; 14:30 и 16:11). Для воззрения иудаизма абсолютно неприемлемо допускать, что князь мира сего – не Бог. Для иудаизма естественно и природно, что князь мира – именно Бог. А противостояние Спасителя лукавому князю мира – является чуждым для иудейских представлений элементом и тем более не может рассматриваться неким продолжением из его
же учений. Соответственно и наличие
тех или иных теологических моментов в
Танахе совершенно не означает их
обязательное наличие в учении Христа и
апостолов.
Влад Вальберг.
Публикация в продолжении темы.
|