АНТИФАТУМ
|
|
В данной небольшой работе будет подвергнуто критике учение о двойном предопределении, согласно которому одни люди ещё до сотворения мира уже предопределены Богом к погибели, а другие - ко спасению. Определение судеб при этом фатально и изменению не подлежит. Данное учение было развито в своё время Кальвином, популярно в определённых конфессиях в данный момент, и используется для построения всевозможных воззрений с фатальностью судеб людей всего мира прошедших и будущих времён. С появлением кальвинизма соответственно возникла и критика учения, во многом она напоминает «пинг-понг» из всевозможных мест Писания, когда приверженцам двойного предопределения с «их» местами Писания противопоставляются места противников, и наоборот. В данной же небольшой работе мы откажемся от такового «пинг-понга» и предельно кратко и лаконично покажем, что противоречие у приверженцев предопределения
коренится в самом их теологическом основании.
Итак, фундаментальная основа двойного предопределения – теология Рим глав 9-11.
Здесь же осмысливается вопрос неверия иудеев в направлении некоего предопределённого Божьего плана, что не зависит от человека. Приводятся два сравнения, с ненавистью Бога к Исаву до рождения, независимо от дел Исава («Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»), а также с самоубийственным ожесточённым действиям фараона Исхода, которые также были определены и фактически фараоном не определялись, когда его гибель была
определена для славы Божьей. При использовании этих сравнений в теологии Рим 9-11 отказ принимать Евангелие иудеями (ожесточение, как и у фараона) мыслится их отсечением от «корня маслины» и это
имеет свой смысл – спасение язычников.
Далее, на этой основе Кальвин выстраивает некую глобальную картину, в которой предопределение мыслится уже не только в вопросе отвержения иудеями проповеди Евангелия, но в глобальном вопросе спасения и гибели людей всего человечества. Фактически судьба каждого человека становится предопределённой до сотворения мира, а соответственно определены уже и гибель и спасение. При дальнейшем развитии теологии, предопределение может касаться не только веры человека во Христа, но и места его рождения, обстоятельства его жизни, в том числе и гибельного для него местного религиозного верования.
Однако, отталкиваясь от изначального фундамента по вопросу отвержения у иудеев и выстраивая некую глобальную картину, игнорируется тот момент, что ничего глобального Рим 9-11 предполагать не может, т.е. там даже нет картины некоего формирования судеб иудеев и их спасения от сотворения мира. Теология Рим 9-11 не позволяет вообще обосновать предопределения в судьбах, предопределения в погибели и в спасении!
В качестве доказательства можно привести 2 момента внутри самого фундамента (а во вне есть и ещё!), которые бы исключали такое предопределение.
МОМЕНТ ПЕРВЫЙ.
|
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
|
|
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется; |
|
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. |
|
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. |
(с) Влад
Вальберг. Сентябрь 2009.
vladvalberg@mail.ru