© Сайт "Христианский Духовный Навигатор" |
|
|
Аннотация. Существует известный эпизод в книге Деяний, где Павел по совету пресвитеров Иерусалима приносит приношения и очищается. Эта история вызывает ряд догматических конфликтов и их решение видится в вынужденной уступке апостола. Однако есть основания утверждать, что Павел в Деяниях именно такой, каким его автор Деяний и представил, без возможных уступок и конфликтов. |
В книге Деяний известна история, согласно которой по приходу апостола Павла в Иерусалим, ему было предложено делом доказать ложность мнения, будто апостол прекратил соблюдать Закон и более того учит отказу от Закона самих иудеев.
|
19 Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. |
В качестве опровержения коварных слухов Павлу было предложено пройти обряд очищения с некоторыми четырьмя, а также финансово обеспечить этот обряд, тем самым доказав верность иудея Павла соблюдению Закона.
|
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. |
Павел проходит очищение, а также приносит необходимое для этого приношение.
|
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. |
Данный момент способен вызвать ряд недоумений. Например, если Павел в порядке вещей показал, что он как и прежде проводит очищение с надлежащими приношениями, то какое место занимало в его понимании жертва Христа? Зачем очищаться приношением, когда есть превосходнейшая жертва Христа и иное очищение? Или жертвы Христа для Павла и апостолов Иерусалима недостаточно, а нужно как и прежде иудеям очищаться приношениями и никто этого для иудеев не отменял? Также Павел доказывает, что он продолжает исполнять Закон Моисеев, в том числе с его жертвоприношениями и очищениями. А это странно, так как судя по Посланиям, за Павлом ничего такого наблюдаться не должно.
Существует, например, следующее решение. Павел идёт на уступки слабых в вере. Дабы не разрушить доверия к вере во Христа, дабы не соблазнить уверовавших иудеев своей свободой.
|
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; |
Вынужденное, возможно с последующим сожалением о содеянном решение.
Но не всё так однозначно в таком разрешении конфликта. Согласно контексту самого эпизода в книге Деяний, демонстративное свершение приношения для очищения у Павла с оплатой издержек должно было развеять
именно ложные слухи о якобы
пренебрежении Павлом исполнения Закона.
Поступок Павла для автора Деяний должен
выявить ложность сложившегося о Павле
мнения. Однако в этом случае контекст
Деяний предполагает наличие момента, который и пытается "обойти" пояснение.
Предложим же другое объяснение, не нарушая при этом контекста повествования истории. Итак, для автора книги Деяний Павел остаётся самим собой, он действительно исполняет Закон Моисеев. Также, в богословии автора книги Деяний, для 12-ти апостолов и для самого Павла не существует связи между смертью Христа и жертвоприношениями Закона. Соответственно для книги Деяний не существует тех конфликтов. Конфликты возникают у толкователей уже канона, только при сопоставлении Павла, открывающегося в Посланиях, с Павлом книги Деяний.
Итак, аргументация.
Постановление Иерусалимского Собора полагает не обременять обращающихся к Богу язычников исполнением Закона Моисеева. При этом исполнение не отменяется для уверовавших иудеев.
Однако и понимается, что само исполнение не даёт спасения.
|
10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? |
Исполнение Закона Моисеева органически включает в себя совершение жертвоприношений, свершение очищений. Иаков и пресвитеры предлагают Павлу доказать делом, что он продолжает исполнять Закон.
|
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. |
Совет пресвитеров направлен , что бы развеять ложные слухи и раз и навсегда заявить, что Павел продолжает исполнять Закон Моисеев, и последующее приношение и очищение это доказательства данного факта, согласно контекста книги Деяний.
При этом, всё это согласуется с постановлением Иерусалимского Собора. Павел – иудей и он продолжает исполнять Закон, так как лишь язычникам это можно не делать.
"но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. 25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. 26 Тогда Павел, взяв тех мужей … "
А теперь обращаемся к словам Павла в Деяниях, когда тот лично сам (у автора книги Деяний ) даёт оценку произошедшему с ним.
Деян. 24:17,18 - текст подстрочного перевода.
Через годы весьма многие милостыни намеревающийся сделать в народ мой я прибыл и приношения [προσφορασ] в которых они нашли меня очищенного в Храме не с толпой и не с шумом.
Стихи приводятся согласно подстрочныму переводому Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ – UBS. |
Т.е. Павел Деяний шёл в Иерусалим
с изначальным намерением свершения приношения, которыми он очистился и вошёл в Храм, чему и были свидетели иудеи непонятно почему напавши и схвативши. Не планировал правда делать это показательно, но по совету пришлось проводить
демонстративно.
Противоречий внутри книги Деяний не существует, имеем одну идейную линию! Павел делом доказал, что как иудей, он продолжает исполнять Закон, как и постановил Собор, и как положено иудею по Закону и обычаям он очищается и входит в Храм.
(Данное исследовани может
рассматриваться дополнительным материалом
к работе "Апостол Павел. Сверка хронологий канонических текстов. Христианство и иудаизм")
Дискуссии: