Полученный
реконструированный текст с графическими пояснениями относительно направления
правки
ТЕКСТ – фрагмент вставки кафолического
редактора. ТЕКСТ – фрагмент удалённый кафолическим редактором, но присутствующий
в Апостоле.
ТЕКСТ – выявленный текст, прямой перевод
которого проблематичен.
ТЕКСТ - фрагмент, нахождение или отсутствие
которого в тексте Апостола обосновать затруднительно, из-за недостаточного
исходного материала и инвариантности авторской мысли.
1:1 Павел, апостол не от людей и не чрез человека, но чрез Иисуса Христа
и Бога Отца,
воскресшего из мёртвых
воскресившего Его из мертвых.
1:2 и все братья, которые со мною, церквам Галатийским,
1:3 - милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа,
1:4 давшего Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века по воле Бога и Отца нашего,
1:5 Которому слава во веки веков, аминь.
1:6 Удивляюсь, что вы так скоро отпадаете в иное Евангелие от Призвавшего вас милостью Христовой.
1:7 Но нет другого Евангелия,
отличного от мною проповедуемого,
есть только некоторые, смущающие вас и желающие исказить Евангелие Христово.
1:8 Но если бы даже мы или ангел с неба благовествовал вам вопреки тому, что мы благовозвестили вам, - да будет анафема.
1:9
Как мы прежде сказали, и теперь я снова говорю: если кто вам благовествует вопреки тому, что вы приняли, - да будет анафема.
1:10 Сейчас людей я убеждаю или
Бога
бога века сего
? Людям ли я стремлюсь угождать? Если бы я всё еще угождал людям, я не был бы рабом Христовым,
1:11 Объявляю вам, братья: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое;
1:12 ибо я и не от человека его принял и не был ему обучен, но получил чрез откровение Иисуса Христа.
1:13 Ибо вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я, не зная меры, гнал Церковь Божию и опустошал её,
1:14 преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерно ревнителем отеческих моих преданий.
1:15 Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший милостью Своей
1:16 открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью,
1:17 и не пошел в Иерусалим к тем, которые были раньше меня апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск.
1:18 Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой и пробыл у него пятнадцать дней;
1:19 другого же из апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня.
1:20 А что пишу вам, - вот, пред Богом: не лгу.
1:21 Затем я пошел в страны Сирии и Киликии.
1:22 Церкви же Христовы, что в Иудее, меня не знали в лицо.
1:23 Но только слышали они, что некогда гнавший нас теперь благовествует веру, которую некогда истреблял,
1:24 и прославляли за меня Бога.
2:1 Затем, по истечении четырнадцати лет, я
снова
пошел в Иерусалим
вместе с Варнавой
, взяв с собой и Тита;
2:2 пошел же по откровению и изложил им
и отдельно тем, которые были почитаемы
, то Евангелие, которое я проповедую среди язычников:
не бегу или не бежал ли я впустую,
2:3 Но и Тит, бывший со мною, хотя и Еллин, не был принужден к обрезанию:
2:4 а из-за вкравшихся лжебратьев, которые проникли выследить нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработить:
2:5 им мы не уступили и не подчинились ни на миг, чтобы истина Евангелия сохранилась у вас.
2:6 Со стороны же тех, которые почитались кем-то, - кем бы когда они ни были, мне совсем неважно: на лицо человека Бог не смотрит - так вот почитаемые не наложили на меня ничего более.
2:7 А, даже наоборот, и увидев, что мне вверено Евангелие
для необрезанных, как Петру для обрезанных,
2:8 - ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, -
2:9 и узнав о милости, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, которые были почитаемы столпами, подали мне
и Варнаве
руку общения, чтобы мне
нам
идти к язычникам, а им к обрезанным;
2:10 только бы мы помнили о нищих: это именно я и постарался исполнить.
2:11 Когда же пришел Кифа в Антиохию, я противостал ему самолично, потому что он был виноват.
2:12 Ибо до своего прибытия
прибытия некоторых от Иакова
он ел [уже] вместе с язычниками; а когда пришёл [в Антиохию]
те пришли,
начал уклоняться и сторониться, опасаясь тех, которые из обрезанных;
2:13 и вместе с ним предались лицемерию и прочие Иудеи, так что и Варнава дал себя увлечь их лицемерием.
2:14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангелия, я сказал Кифе в присутствии всех: если ты, будучи Иудей, живешь по-язычески, а не по-иудейски, как же ты язычников принуждаешь иудействовать?
2:15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
2:16 однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, - и мы во Христа Иисуса уверовали, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть.
2:16
Если ты живёшь законом, значит Бог воссоздал то, что Сам же ранее и разрушил и таким образом был Он сам выявлен преступником закона
2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, - значит Христос есть служитель греха? Отнюдь нет.
2:18 Ведь если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником.
2:19 Ибо я чрез Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспят со Христом.
2:20 И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божия,
возлюбившего меня
искупившего меня от бога закона*
и предавшего Себя ради меня.
2:21 Не отвергаю я милости
Божией
; ибо, если в Законе оправдание, - значит Христос напрасно умер.
3:1 О несмысленные Галаты, кто вас заворожил, вас, у которых пред глазами Иисус Христос изображен был распятым?
3:2 Одно это хочу узнать у вас: делами ли Закона вы получили Духа или от проповеди веры?
3:3 Настолько ли вы несмысленны? Начав Духом, вы теперь завершаете плотью?
3:4 Напрасно ли вы столько испытали? Если бы это было действительно напрасно!
3:5 Итак Подающий вам Духа и Совершающий среди вас чудеса, делами ли Закона это совершает или от проповеди веры?
3:6 Так Авраам поверил Богу, и это зачтено было ему в праведность.
3:7 Итак знайте, что те, которые от веры, они - сыны Авраама.
3:8 И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее благовестило Аврааму: благословятся в тебе все народы,
3:9 Так что те, которые от веры, благословляются с верным Авраамом,
3:10.
Научитесь, что праведный верою жив будет.
Те же кто
под законом
утверждается на делах закона
– под проклятием,
ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить,
3:11 А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет.
3:12
Закон же не от веры, но
исполнивший его будет жить этим (законом).
3:13 Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием,
потому что написано
: проклят всякий, висящий на древе,
3:14
чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру.
Так позвольте же нам сейчас получить благословение Духа через веру!
3:15 Братья, я говорю по человечеству: завещания, правильно составленного, хотя и человеческого, никто не отменяет и не дополняет.
3:16 Но Аврааму изречены были обещания и семени его. Не говорит Он: и семенам, как о многих, но как об одном; и семени твоему, которое есть Христос.
3:17 Но то я говорю: завета, установленного Богом прежде. Закон, пришедший четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы так, чтобы упразднено было обещание.
3:18 Ибо, если от Закона наследование, то уже не по обещанию; но Аврааму Бог даровал благодать чрез обещание.
3:19 Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника.
3:20 Но посредник при одном не бывает, а Бог - один.
3:21 Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, - праведность была бы действительно от Закона;
3:22 но Писание заключило всё под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим.
3:23 А прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры,
3:24 так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою;
3:25 а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя.
3:26 Ибо вы
дети веры.
чрез веру - сыны Божии во Христе Иисусе.
3:27 Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа.
3:28 Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы - одно во Христе Иисусе.
3:29 Если же вы Христовы, значит вы - семя Авраамово, по обещанию наследники.
4:1 Но говорю: наследник, пока он младенец, ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего,
4:2 но находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом,
4:3. Говорю по человечеству (человеческому рассуждению),
Так и мы,
когда мы были младенцами, были в рабстве у стихий мира.
4:4. Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего,
родившегося от женщины, родившегося под Законом,
4:5 чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление.
4:6 А так как
вы
мы
- сыны, то послал Бог Духа
Сына Своего
в сердца наши*, Духа взывающего: Авва, Отче.
4:7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога.
4:8
Но тогда, не зная Бога,
вы были в рабстве у богов природы
тех, которые по существу не боги.
4:9. Теперь же, познав Бога, а более того, будучи познаны Богом, как возвращаетесь вы снова к немощным и бедным стихиям, которым опять и снова хотите отдаться в рабство?
4:10 Дни вы соблюдаете, и месяцы, и времена и годы и субботы и пищу кошерную и дни праздничные.
4:11 Боюсь за вас, как бы не напрасно я положил для вас столько труда.
4:12 Будьте как я, братья, потому что и я, как вы, прошу вас; вы меня ничем не обидели.
4:13 Вы знаете, что я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз;
4:14 и искусительное для вас в плоти моей вы не оттолкнули с презрением и отвращением, но как ангела Божия приняли меня, как Христа Иисуса.
4:15 Где же тогдашнее блаженство ваше? Ибо я свидетельствую вам, что, если бы возможно было, вы вырвали бы глаза свои и дали бы мне.
4:16 Итак сделался ли я вашим врагом, говоря вам истину?
4:17 Те ревнуют о вас недобро, но хотят вас отторгнуть, чтобы вы о них ревновали.
4:18 Хорошо всегда быть предметом доброй ревности, а не только тогда, когда я нахожусь у вас.
4:19 Дети мои, которых я снова в муках рождаю, пока не будет изображен Христос в вас!
4:20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
4:21 Скажите мне вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона?
4:22 Ибо написано, что у Авраама было два сына: один от рабы и один от свободной.
4:23 Но тот, который от рабы, рожден по плоти, а тот, который от свободной, - по обещанию.
4:24 И это можно истолковать аллегорически, эти* женщины есть два соглашения [союза], одно от горы Синай, рождает детей по
Закону в синагогу иудейскую
для рабства,
которое есть Агарь.
Другая же переносит превыше, чем все начала, силы, власти, превыше, чем любое имя когда либо названное, не только в этом веке но и в будущем.
4:25 Агарь же есть гора Синай в Аравии; и соответствует она нынешнему Иерусалиму, ибо он в рабстве с детьми своими.
4:26 А вышний Иерусалим свободен, он, который нам матерь
Она есть [Цекровь] матерь наша.
4:27 ибо написано: Возвеселись, неплодная, которая не рождает, возликуй и воскликни, не страдающая родами; ибо больше детей у оставленной, чем у имеющей мужа.
4:28 Вы же («мы же» в некоторых рукописях) , братья, - дети обещания по Исааку.
4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по Духу, так и теперь,
4:30 Но что говорит Писание? Изгони рабу и сына её; ибо не наследует сын рабы вместе с сыном свободной.
4:31 Так, братья, мы дети не рабы, но свободной.
5:1 Для свободы Христос освободил нас. Итак,
В свободе, ради которой Христос освободил нас,
стойте до конца и не подпадайте снова под иго рабства.
5:2 Вот я, Павел, говорю вам: если вы будете обрезываться, Христос не принесет вам никакой пользы,
5:3 Но свидетельствую еще каждому человеку обрезывающемуся, что он обязан весь Закон исполнить.
5:4
Вы отделены от Христа,
откажитесь от метки рабства,
вы, которые оправдываете себя Законом; от милости вы отпали.
5:5 Ибо мы Духом, от веры, ожидаем того оправдания, на которое надеемся.
5:6
Ибо во Христе Иисусе не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, любовью действующая.
5:7 Бежали вы хорошо: кто помешал вам повиноваться истине?
5:8 Это воздействие не от Призывающего вас.
5:9 Даже немного закваски портит
заквашивает
всё тесто,
5:10 Я уверен в вас, в Господе, что вы не будете мыслить ничего другого, а смущающий вас понесёт осуждение, кто бы он ни был.
5:11 А я, братья, если я еще проповедую обрезание, за что еще подвергаюсь гонению? Значит упразднен соблазн креста!
5:12 А возмущающие вас пусть и оскопятся* !
5:13 Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу.
5:14 Весь закон заключается для вас
в следующем
одним словом:
"Вы должны любить своего ближнего как самого себя."
5:15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
5:16 Я же говорю: поступайте по Духу и вы не будете совершать похоти плоти.
5:17 Ибо плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти; они друг другу противятся, чтобы вы делали не то, что хотели бы.
5:18 Если же вы Духом водимы, вы не под Законом.
5:19 А дела плоти явны: это - блуд, нечистота, распутство,
5:21
убийство
зависть
, пьянство, объядение и тому подобное, о чем я заранее говорю вам, как и сказал раньше, что делающие это Царства Божия не наследуют.
5:22 Плод же Духа есть; любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность,
5:23 кротость, обладание собой: против этого нет Закона.
5:24 Но те, которые принадлежат Христу
Иисусу
, распяли плоть со страстями и похотями.
5:25 Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать.
5:26 Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя.
6:1 Братья, если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, - вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным.
6:2 Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов,
6:3 Ибо, если кто думает быть чем-нибудь, будучи ничем, он сам себя обманывает.
6:4 Каждый да испытывает свое собственное дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом;
6:5 ибо каждый понесёт свое собственное бремя.
6:6 А наставляемый в слове пусть делится всяким добром с наставляющим.
6:7
Вы в заблуждении.
Не заблуждайтесь :
Бог поругаем не бывает. Ибо что посеет человек, то и пожнет,
6:8 потому что сеющий для плоти своей пожнет от плоти тление; а сеющий для Духа пожнет от Духа жизнь вечную.
6:9 Делая же добро, не будем унывать;
ибо в свое время пожнем, если не ослабеем,
6:10 Пока у нас есть время, будем делать добро всем,
в свое время пожнем
особенно же своим по вере.
6:11 Посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой.
6:12 Все те, которые по плоти желают произвести хорошее впечатление, пытаются принудить вас к обрезанию, лишь бы не быть гонимыми за крест Христов.
6:13 Ведь обрезывающиеся и сами не хранят Закона, но желают вашего обрезания, чтобы вашей плотью похвалиться.
6:14 Чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я - для мира.
6:15 Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь.
6:16 И на всех, которые будут поступать по этому правилу, мир на них и милость, и на Израиля Божия!
6:17 Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны
Христа
Иисуса
на теле моем ношу.
6:18 Милость Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь.