Примеры некоторых ярких пророческих картин ТаНаХа о земной силовой теократии, что имели большое значение в представлениях, как древнего иудаизма, так и иудаизма современности
Выделим весьма значимую эсхатологическую ветвь «закона и пророков». Суть её заключается в том, что концовка мира связана с особым статусом иудеев относительно других народов. В этой концовке возникает исключительно национальный рай и рай именно земной со специфическим устройством распределения благ и осуществлением наказаний. Враги иудеев подвергаются возмездию, притеснители – порабощению, в самом земном рае - мир, а его противникам - притеснение или же смерть.
В качестве примера рассмотрим кратко эсхатологическое воззрение из пророка Захарии, которые и завершают эту пророческую книгу.
|
Захария 14
1 Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя.
2 И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города.
3 Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.
4 И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу.
5 И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.
6 И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
7 День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.
8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.
9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
10 Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил.
11 И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно.
12 И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него.
13 И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его.
14 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве.
15 Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них.
16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.
(Зах.14:1-16)
|
Разыгрывается историческая война язычников против Израиля, в которую вмешивается сам Господь Бог и меняет ход истории.
|
17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.
18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.
19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!
20 В то время даже на конских уборах будет [начертано]: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.
21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.
(Зах.14:17-21)
|
Иерусалим становится мировым центром, куда жители поднебесной обязаны приходить на поклонение «Господу Вседержителю» и праздновать иудейский праздник кущей. Само празднование мыслится со свершением жертвоприношений. Отказ прийти наказывается отсутствием дождя и поражением. Само покарание связано фактически с наказанием голодом непокорных, за которым естественным результатом приходит вымирание народа. Возможно, что наказание отсутствием дождя основывается и на соответствующем проклятии Моисеева Закона.
|
24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен.
(Втор.28:24) |
Следующий эпизод связан также с возвышением иудеев над остальными народами. Притеснителей иудеев ждёт кара кормления собственной плотью и упоения собственной кровью, цари народов падают ниц перед иудеями и лижут прах их ног. Яхве при этом - спаситель исключительно народа Израиля.
|
22 Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах.
23 И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.
24 Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу;
26 и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
(Ис.49:22-26)
|
|
5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя.
(Ис.55:5)
|
Следующий эпизод – известная эсхатологическая картина в последних главах пророка Исаии, что также книгу. Это и повествование о возвещении славы Яхве другим народам, что связано также с возвеличиванием иудеев и масштабным покаранием язычников, однако не всех. Остаток должен возвестить славу Яхве и возвратить в Иерусалим предположительно плененных иудеев.
|
16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
(Ис.66:16-24)
|
Следующий эпизод связан с известным пророчеством о «новом небе и новой земле» и Иерусалиме - городе радости (Ис.65:17). Однако для эсхатологического сопоставления мы возьмём лишь стих, имеющий прямое отношение к
вопросу явления смерти.
|
20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
(Ис.65:20)
|
По причине трудности понимания этого стиха воспользуемся в качестве альтернативы переводом и с древнееврейского (Книга Исайи/Пер. Графова А.Э; перевод использовался Российским Библейским обществом в серии: "Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского".)
|
Там не будут умирать младенцы,
ни один старик не умрет, не достигнув полноты своих дней.
Если кто умрет в сто лет — сочтут, что молодым умер,
а того, кто не дожил до ста, проклятым сочтут.
|
Отметим, что картина будущего земного рая у Исаии разнится в фундаментальном вопросе с эсхатологией Павла, а именно - пророчество Исаии не предполагает отсутствия смерти, что является наиважнейшим моментом сотериологии апостола. Смерть лишь более не коснётся детей, и годы жизни людей на святой горе продлятся. Вместе с тем остаётся и проклятие, которое к тому же будет и выявляться у тех, кто умер не в старости.
|
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.
6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Исаия 11
|
Фрагмент относится к царству иудейского Машиаха. Тут же в фрагменте раскрыт вопрос возвращение в это царство пленных и изгнанников Израиля, возвращение остатка народа на святую гору, где не будет зла (ведь не все окажутся при наступлении царства в Иерусалиме). Внутри наступит мир, тогда прекратится историческая вражда между двумя еврейскими царствами («И прекратится зависть Ефрема»). Все кто обирал иудеев поплатятся тем же («ограбят всех детей Востока»), и пойдут они в рабство («дети Аммона будут подданными им»), а всем нечестивым противникам этого и врагам иудеев – смерть («враждующие против Иуды будут истреблены»).
Данная публикация приводится как поясняющий материал к работе
«АПОСТОЛЫ. «ГЕОЛОГИЯ РАЗЛОМОВ» КАНОНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ»
|