Археологический
фактор историчности
|
|
Книга Деяний имеет одну особенность. В ней очень много конкретной информации, а значит, много возможностей проверить автора. Например, главы 13-18 Деяний содержат более 43 особых мест и названий. Так вот, ни разу евангелист Лука не делает ошибок в сообщении известных сегодня нам исторических данных!!! Вот несколько примеров:
1. Естественный перекресток между точно названными портами (13:4-5). Гора Касиус, к югу от Силиции, в числе достопримечательностей Кипра. Имя проконсула в 13:7 не может быть подтверждено, но проверена семья Сержи Паули.
2. Частный речной порт, Перга, для кораблей из Кипра (13:13)
3. Частная местность в Ликаонии (14:6)
4. Непривычное, но правильное склонение Листры и правильный язык, употребляемый в Листре. Правильное отождествление двух богов, ассоциируемых с городом, Зевса и Гермеса (14:12).
5. Частный порт, Атталия, для путешественников (14:25)
6. Точный маршрут из Силицийских ворот (16:1)
7. Правильная форма имени Троя (16:8)
8. Определение Филипп как римской колонии. Правильное определение места реки Gangites у Филипп (16:13)
9. Ассоциация Фиатиры с местом закрашивания тканей (16:4). Точное определение титулов колониальных судей (16:20,35,36,38).
10. Частные места, где путешественники могли постоянно проводить ночи во время этого путешествия (17;1)
11. Существование синагоги в Фессалонике (17:1) и титул politarch для судей (17:6).
12. Правильное объяснение того, что наиболее удобным для того , чтобы добраться до Афин летом является морской путь с благоприятствующими восточными ветрами (17:14).
13. Изобилие образов в Афинах (17:16), и упоминание там синагоги (17:17).
14. Описание философских дебатов на agora (17:17). Использование в 17:18-19 правильного афинского сленга в обозначении эпитета, касающегося Павла, spermologos, и правильное название суда (areios pagos). Точное описание афинского характера (17:21). Правильное указание на алтарь “неизвестному Богу” (17:23). Логическое отношение философов, отвергающих телесное воскрешение (17:32). Areopoites, правильное название членов суда (17:34).
15. Правильное определение Коринфской синагоги (18:4). Правильное описание Галлиона как проконсула (18:12). Bema (место суда) все еще можно встретить в коринфских залах суда (18:16).
16. Культ Артемиды Эфесской (19:24,27). Культ хорошо проверен, а эфесский театр был в городе местом проведения встреч (19:29).
17. Правильное название grammateus, применяющееся по отношению к исполнительному судье, и особый титул почета Neokoros (19:35). Точное название для определения божества женского рода 19:37). Правильное описание ведущих суд (19:38). Использование слова anthupatoi во множественном числе в 19:38, вероятно, является точным указанием на факт, что двое мужей одновременно исполняли обязанности проконсула.
18. Использование точного языческого описания Beroiaios и языческого термина Asianos (20:4).
19. Место постоянного расположения римского когорта в крепости Антонии для пересечения беспорядков в праздничные дни (21:31). Способ марширования, используемый стражей (21:31,35).
20. Правильное определение Анании как первосвященника (23:2) и Феликса как правителя (23:24).
21. Объяснение областных судебных разбирательств (24:1-9)
22. Согласование с Иосифом имени Porcius Festus (24:27)
23. Упоминание о праве законного аппелирования римскими гражданами (25:11). Законное использование выражения de quibus cognoscere volebam (25:18). Принятая форма обращения к императору (25:26).
24. Точное обозначение названия и места острова Cauda (27:16). Соответствующие маневры моряков при путешествии во время шторма (27:16-19). Четырнадцатая ночь, согласно морякам Средиземного моря, должна была быть подходящим временем для путешествия в шторм (27:27). Точное название этой части Адриатического моря в это время (27:27). Точный термин, bolisantes, для измерения глубины (27:28). Позиция возможного появления корабля, плывущего под восточным ветром (27:39).
25. Точный титул protos (te nesou) для обозначения человека, на должности Публия в правлении островами (28:7).
Все это точно мог знать только очевидец.
(http://www.truthnet.org/Russia/New_Testament/index.htm)
Данная публикация приводится как поясняющий материал к работе
«АПОСТОЛЫ. «ГЕОЛОГИЯ РАЗЛОМОВ» КАНОНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ»