Источник: http://spinavigator.narod.ru/bibleistics_synoptic_eshatology_luke21.htm
(с)
Христианский духовный навигатор
Приложение. Анализ Лук.21:1-38.
|
5 И когда некоторые
говорили о храме, что он украшен красивыми камнями и приношениями, Он сказал:
6 придут дни, когда из того, что вы видите здесь,
не останется камня на камне, который не будет опрокинут. |
|
7 И спросили Его: Учитель,
когда же это будет? И какое будет знамение, когда этому должно быть? |
Вопрос по сути не
эсхатологический! |
|
1 |
8 Он же сказал: смотрите, чтобы не ввели вас в
заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "это Я", и:
"время близко". Не идите за ними. 9 Когда же услышите о
войнах и смутах, не приходите в ужас: ибо это должно произойти в начале, но
не тотчас конец. 10 Тогда говорил им:
восстанет народ на народ и царство на царство; 11 будут и великие землетрясения, и по местам мор и
голод, будут и страшные явления и с неба великие знамения. 12 Но ранее всего этого
будут налагать на вас руки свои и гнать, предавая в синагоги и тюрьмы, отводя
к царям и правителям за имя Мое. 13 Приведет это вас к
свидетельству. 14 Итак, положите себе на
сердце не обдумывать заранее, что сказать в свою защиту, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не
сможет ни противостать, ни воспрекословить
ни один из противящихся вам. 16 И будете преданы и
родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями. И некоторых из вас
умертвят. 17 И будете ненавидимы
всеми за имя Мое. 18 Но и волос с головы
вашей не пропадет. 19 Терпением вашим вы приобретете души ваши. |
**** Возможно
двоякое толкование. 9. **** Войны
и смуты вспыхивали в те времена, но наиболее остро происходили на протяжении
4х лет перед разрушением Иерусалима. 10. **** Восстание
народов и войны царств – возможно присуще эсхатологическим событиям. Хотя
возможно это всего лишь и эпитетное гиперболическое
повествование. 11. **** Указание на
землетрясение и катаклизмы свойственно эсхатологической тематике, однако
знамения на небе имели место быть и перед иерусалимскими событиями (отмечено в истории). 12-16 **** –
гонения на христиан. Важная специфика – гонения имеют религиозную основу и
исходят от родственников и бывших единоверцев – иудеев. Гонения связаны с
синагогами. **** -
упоминаются некие цари и правители, что может указывать на эсхатологическую
специфику, однако гонители цари и правители – норма для колонизированной
Иудеи того времени. С учётом вопроса о
разрушении Иерусалима и контекстного размещения
всего отрывка можно сделать вывод о содержании иерусалимских
событий. |
2 |
20 Когда же увидите, что
Иерусалим окружен войсками, тогда знайте, что близко запустение его. 21 Тогда находящиеся в
Иудее да бегут в горы; и кто в самом Иерусалиме, выходи из него; и кто в
селениях, не входи в него, 22 ибо это дни отмщения, чтобы
исполнилось всё написанное. 23 Горе имеющим во чреве и
кормящим грудью в те дни; |
**** Однозначно
иерусалимские события. Имеем также
конкретно выраженную практическую основу предупреждения. 23 Имеют конкретную параллель на Лука 23:28-29 |
2 |
ибо будет нужда великая на земле и гнев на народ
этот; |
У Матфея и Марка данный
фрагмент несёт вселенский
глобальный масштаб и привязан к пророчествам Даниила. |
2 |
24 и падут от острия меча и будут отведены в плен
во все народы, |
|
2 |
и Иерусалим будет попираем
народами, доколе не окончатся времена народов. |
Однозначное разграничение двух событий. |
3 |
25 И будут знамения на солнце
и луне и звездах, и на земле томление народов в смятении от шума морского и
волнения, 26 когда люди будут бездыханны от страха и ожидания
того, что надвигается на вселенную: ибо силы небесные будут поколеблены. 27 И тогда увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. |
**** Однозначно
эсхатологические события.
Однозначность вытекает и из содержания и из контекстного разграничения. |
3 |
28 Когда же начнет это сбываться,
встаньте и поднимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше. |
**** Эсхатологический смысл в
контексте. (Однако можно предположить и указания на иерусалимские события в
связи с прекращениями гонений от иудеев) |
3 |
29 И сказал Он им притчу:
посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30 когда они уже распускаются, то, видя это, вы
сами знаете, что уже близко лето. 31 Так и вы, когда
увидите, что это сбывается, знайте, что близко Царство Божие.
|
**** Эсхатологическое содержание, хоть и обращено к
ученикам (эта тенденция свойственна всем Евангелиям) |
|
32 Истинно говорю вам: не пройдет
род сей, доколе всё не сбудется, 33 Небо и земля пройдут; слова же Мои не пройдут. |
****
Обращение может идти в любом формате, ибо это итог. Но с учётом итога и ранее указанных будущих временах
язычников – даётся указание на иерусалимские события.
|
|
34 Наблюдайте же за собою,
чтобы сердца ваши не отягчились хмелем и опьянением и заботами житейскими, и
чтобы не настиг вас внезапно день тот, 35 как есть. Ибо найдет он на всех живущих по лицу
всей земли. |
**** Призыв к духовной трезвости |
|
36 Бодрствуйте же,
постоянно молясь, чтобы быть в силах избежать всего этого, имеющего наступить,
и стать пред Сыном Человеческим. |
**** Скорее
эсхатологическое. |
Данное приложение является дополнительным материалом
к публикации «СИНОПТИЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ»