БЛОГОСФЕРА  
 


© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
Ссылка на страницу:  
http://spinavigator.narod.ru/ihcr_jud_blogosfera_proroki_tanaha.htm


Песня о пророчествах Танаха

Ключевые слова: иудаизм и христианство, пророки иудаизма, мистика иудаизма

 

Следующий блог я хочу посвятить теме религиозного явления пророков в иудаизме. С большим интересом читал часть книги Нюхтилина, посвящённую этому специфическому религиозному явлению. Сам развивал данную тему, сперва, в направлении изучения мистического опыта неопротестантизма, а потом – «соотношения» христианства и иудаизма. Какова же картина а данный момент

Как известно при традиционном подходе к Библии – пророки ВЗ представляют своеобразное и уникальное явление действия Духа Святого, некое проявление даров Духа в ветхозаветные времена. Ведь к такому выводу всячески ведут тексты Нового Завета! А кто будет иметь что-то против апостолов? Вроде всё красиво, однако, только не на самом деле.

Павел упорно не ссылается на целый пласт пророчеств (грядущее земное царство, слуги язычники, возмездие не евреям), да и не только Павел. Более того он противостоит воззрениям своего времени, которые связаны с тематикой данных пророчеств. При этом он не предпринимает никакого аллегорического их толкования. Также его эсхатология совершенно не предполагает свершения всех пророчеств Танаха. Он ожидает второго явления (пришествия) Христа в пределах времени своей жизни, а то что много чего не успеет исполниться, так его это не волнует. И не только не успеет, но и не должно исполниться! И это без всяких реконструкций, всё в пределах канонических текстов. Да, Павел Деяний клянётся в вере пророкам, однако вполне достаточно самих канонических текстов посланий, чтобы понять, что эти клятвы Деяний всего лишь чьи-то фантазии.

Есть ещё два (как я их назвал) «кита» - два отрывка, утверждающих авторитет тех же пророчеств ВЗ в ранней церкви. Однако один «кит» красиво попадает на место сшивки фрагментов второго послания Петра, которое ещё и в древности Петровым никак не считалось. Второй - относится к пасторским Павловым посланиям, авторство которых в критической библеистике уверенно и аргументировано ставится под сомнение. Ну а без всякой критической библестики, возникает лишь вопрос, почему Павел так хвалит, ценит и советует без всяких примечаний и предупреждений то, чем сам не пользуется и во что сам не верит. Пётр «второй» же выдвигает идею, что пророчества Духом зашифрованы, и Дух должен дешифровать, ну а иначе - никак. А кто без дешифрации – так тому на голову сыплются страшные угрозы.

Но это всё моменты теологии и библеистики. Есть ещё вопросы опыта. Если оценить пророческий новозаветный опыт и сравнить его с опытом ВЗ, то как-то жиденько получается в НЗ. НЗ превозносит пророческий опыт ВЗ до заоблачных высот, при этом провозглашает новую грандиозную эпоху служения в Духе Святом, но вот беда в НЗ пророческое служение выглядит каким-то детством. Если же взять опыт жизни уже христианской эпохи, то он вообще какой-то странный. Были во втором веке христиане, которые сделали закономерные выводы о грандиозности служения в новую эпоху и начали пророчества развивать, ну и дошли до «ручки». Про современное пророческое служение неопротестантизма, который снова и снова пытается реализовать то самое грандиозное служение – так то вообще мраки. Ну а православие взяло и «вывело» понятие прелести. Но пророки Танаха, как они спасались от неё? А может они её никогда и не покидали? Взять описания из ВЗ, так то вообще похоже на нечто современное ультрохаризматическое.

Но вернёмся к альтернативному взгляду на пророческое явление ВЗ всё того же Нового Завета. Вот Павел какбы между прочим связывает религиозный опыт евреев с упраздняющейся властью стихий мира. Но всевозможные «киты», заверения в верности и возвышения пророков ВЗ до заоблачных высот вряд ли дадут наивному читателю возможность помыслить и сделать предположение, что опыт стихий мира абсолютно естественно у Павла мог связываться и с опытом пророчеств Танаха. Так же проскакивают местами у Павла какие-то странные высказывания об учениях человеческих с одновременным упоминанием закона, вот тут бы как раз и предположить о «творчестве» пророков, и станет понятно, почему Павел подряд всему тому, что «написано», явно не верит и исполнения не ждёт. Но приплывают «киты» и съедают всякого, кто начинает такое предполагать. И на этом всё заканчивается. Исходя из данной картины складывается впечатление, что пророческий опыт Танаха – это синтез, в котором смешаны как откровения мира «начал и властей», так и откровения свыше, а также опыт «учений человеческих» - возвышенных религиозных баек. И конечно же пророчества те - далеко не всегда предсказания, но и хроники, разные обличения … и т.п. Примечательно, что пророчества не всегда шли в русле генеральной линии «партии» того времени. Как ни вспомнить обличения жрецов в правке текстов, или совершенно дикое утверждение, что мол совсем не Бог ввёл для евреев жертвоприношения Торы. Пусть таких «заминированных» мест и не много, но они есть, и лежат прямо таки под самим фундаментом.

Теперь перейду к публикуемому мною фрагменту из книги, что касается данной тематики. В первой части хочу привести отрывок, в котором автор предлагает свой взгляд на явление и достаточно своеобразную методику анализа библейского пророческого пласта, озвучивает интересные мысли относительно самого феномена. Ведь не секрет, что содержание библейских пророческих книг представляют собой сложные переплетения, в которых отсутствует строгая последовательность, логика построения. Попадаешь прямо в какие-то лабиринты и «лесные чащи» (не зря ведь ещё «Петр второй» о шифре задумался!). Что-то понимаешь, хотя бы о чём речь, что-то можешь предполагать, но чаще всего впечатление движения ночью по тайге. Вот с этим всем автор предлагает разобраться по предлагаемой им методике.

Итак, САМА МЕТОДИКА ЗДЕСЬ.

Далее привожу выдержки, что касаются результатов самого анализа пророческого пласта Танаха и выводы автора. Можно было бы и больше пунктов привести в анализе (не всё автор проанализировал), но и приведённых достаточно. Не забыл автор и актуальную пророческую ветку об особом статусе евреев и положении гоев.

 

ЗДЕСЬ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ АВТОРА.
 

 

 

(с) Влад Вальберг. Ноябрь 2012 .


 Комментарии

  Живой журнал

 
Hosted by uCoz