Реконструкция космологических представлений ап. Павла в исследованиях Альберта Швейцера

БЛОГОСФЕРА

© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
 Источник: http://spinavigator.narod.ru/ihcr_jud_albert_schweitzer_kosmologia_pavel.htm

Реконструкция космологических представлений ап. Павла в исследованиях Альберта Швейцера


Альберт Швейцер (1875-1965) – известный немецкий теолог, христианский миссионер, врач. В теологических исследованиях известен рядом своих работ. Один из ярких и значимых его трудов - «Мистика апостола Павла». Это неординарное исследование посвящено специфике мировоззрения ап. Павла в частности, и всей новозаветной традиции – в целом. Главный вопрос работы – понимание сути, природы и истоков учения ап. Павла о новом сверхъестественном бытии, мистике во Христе. Сопутствующим вспомогательным направлением в рассмотрении основного вопроса у Швейцера можно выделить исследование космологических воззрений апостола Павла. Здесь же мы представим основы именно этих представлений. Примечательно, что они в различных своих вариациях обнаруживаются в учениях эпохи ранней церкви. Все основы для таких представлений и были выделены Швейцером в текстах Павловых посланий, что не находили понимания уже в богословии более поздних исторических периодов.

Основные космологические представления базируются на том, что наш мир подчинён демоническим и ангельским силам. И именно с этими ангельскими силами был связан религиозный путь иудеев, а также мистерия смерти и воскресения Христа. Сами же эти ангельские силы не являются в традиционном понимании беспрекословными слугами Божьими. Они лишь выполняют свою специфическую космологическую функцию, пребывают в незнании Божьих планов, являются по сути противниками служителей Божьих в распространении Евангелия и власть их окончательно будет низвержена в явлении Христа при окончании этого века. 

Необходимо заметить, что по-нашему мнению апостол Павел говорит всё-таки не об ангелах, а о многократно упоминаемых им в посланиях космогонических фигурах - «Началах и Властях». Ангелы, в нашем современном теологическом восприятии, это скорее посланники и слуги, тогда как «Начала и Власти» этого мира по собственному своему определению являются именно мироправителями, князьями, мировластителями и никак не некими посланниками и слугами. Вместе с тем Швейцер их именует именно ангелами. 

Приведём далее основы реконструируемой Швейцером космологической системы ап. Павла.

«Мир отделен от Бога настолько, что вплоть до мессианской эры между ними стоят ангельские существа, а прямое отношение никак невозможно и немыслимо». 

«По Павлу, богосыновство как бытие в Боге реализуется лишь в будущем, в мессианском Царстве, а до тех пор его избранники разделяют судьбу мира. Последний же подчинен пока ангельским существам и прочим силам (Рим.8, 38-39), которые будут побеждены Христом в ходе утверждения Царства и только когда будет уничтожена, как последний враг, смерть, и Он передаст Свою, уже излишнюю власть обратно Богу, "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 26-28). Вместе с автором книги Еноха апостол Павел, вслед за Иисусом, разделяет убеждение, что Царство Божие кладет конец извечной власти над миром демонов и ангельских сил. Павел …, по Швейцеру, …, утверждает …, что на основе смерти Иисуса уже сейчас введен новый, сверхъестественный порядок бытия, и прежде всего это проявляется в том, что ангелы и прочие силы больше не осуществляют полного руководства миром. Швейцер иллюстрирует эту мысль отрывком из Послания к Римлянам 8, 31-39, где Апостол заверяет "избранных" в том, что от любви Божией их не могут разлучить "ни жизнь, ни смерть, ни ангелы или власти...", ни вообще никакая тварь. Однако промежуток между воскресением Христовым и окончательным низвержением власти ангелов при втором пришествии Христа характеризуется как раз необычайным напряжением всех этих сопротивных сил, не желающих уступать своего господства.

Апостол неоднократно возвращается к изображению явления Христа (1 Фес. 5,1-4; 4,16-17; 1 Кор. 15,52), которое внесет полное изменение во всем устройстве одушевленной и неодушевленной природы. (Рим.8,19-22). "Примечательно, что Царство мыслится им не как мирное блаженство, а как состояние борьбы с ангельскими силами (1 Кор., 15, 23-28)... Продолжительность этого первого Царства апостол Павел не уточняет, как не делает этого и апокалипсис Варуха. Согласно апокалипсису Ездры, оно продолжается 400 лет (3 Ездр.7, 26-42), согласно апокалипсису Иоанна (Апок.20, 1-7), 1000 лет". После сокрушения последнего врага - смерти, которая также входит в число ангельских сил, произойдёт всеобщее воскресение и состоится суд над миром, который Апостол называет еще судом Божиим (Рим.14,10), а иногда судом Христовым (2 Кор. 5,10).»

«Бытие в Боге представляется Павлу невозможным до тех пор, пока ангельские существа обладают какой-то властью над людьми. Как только Христос в процессе развития мессианского Царства победит их и уничтожит последнего врага, смерть. Он сам вернет свою теперь уже не нужную власть Богу, чтобы Бог был "все во всем" (1 Кор. 15:26—28). Только тогда будет бытие в Боге»

«С представлением об ангельских силах, пишет Швейцер, неразрывно связано у апостола Павла и понимание закона, который, по его мысли, является орудием их власти над миром. Прекращение силы закона при наступлении мессианского Царства предполагается и поздним иудейством. Но только у апостола Павла появляется мысль о том, что закон, данный ангелами, потерял свою силу уже вместе со смертью Иисуса. Посредничество ангелов при сообщении закона на Синайской горе (Исх.19-20) естественно следовало для позднего иудейства из представления о Боге, как о совершенно трансцендентном Существе. Следы такого представления можно найти и в речи Стефана (Деян. 7,38; 53), в послании к Евреям (Евр.2,2), у Иосифа Флавия (Иуд.древн.ХV,5,3), а также у Филона Александрийского. Апостол Павел подкрепляет это воззрение следующим логическим рассуждением (Гал.З, 19-20): если бы закон сообщался Израилю непосредственно Богом, тогда бы не нужен был посредник (Моисей): "посредник при одном не бывает". Но две группы не могут общаться без посредника: с одной стороны это народ, с другой, следовательно, постулируемое множество ангелов. Название "посредник", применяемое Апостолом к Моисею, восходит к раввинистическому sarsor, широко применяемому в талмудической литературе наименованию Моисея.»

«Представление о законе как инструменте власти ангелов приводит апостола Павла к истолкованию процесса спасения в близком гностическому духе. (1 Кор.2, 6-8). Смерть Иисуса была "делом невежества" ангелов, которые из-за нее и лишились своей власти. Книжники и фарисеи, распявшие Иисуса, были простым орудием в руках ангелов. Если бы ангелы знали, что умерщвленный Иисус воскреснет и явится Мессией, они бы сделали все, чтобы воспрепятствовать этому убийству, потому что результатом его явилось также и упразднение закона (Гал.З, 13-14). Теперь же ангельские существа всячески стараются убедить верующих в необходимости соблюдения предписаний закона. Поэтому Павел воспринимает свою борьбу с законом как борьбу с ангельскими существами. Таков смысл и его проклятия извратителям Евангелия (Гал.1,6-9).»

«Негодование Апостола против тех, кто продолжает отстаивать необходимость обрезания и других предписаний закона, объясняет Швейцер, вызвано их нежеланием понять, что вера в Иисуса Христа есть не проcто пассивное ожидание парусии, а существенный переход в другой порядок бытия. Они, так сказать, прозевали бой мировых часов, возвестивших начало эпохи воскресения мертвых. Состояние "под законом" (Рим.6,14; 1Кор.9,20; Гал.3,23; 4,4; ...) или "в законе" (Рим.2,12; 3,19; Гал.3,11) тождественно поэтому для Апостола с состояниями "во плоти", "во грехе", и противоположно состояниям "во Христе", "в Духе". 

За всем, что с ним [Павлом] случается, стоят ангельские существа, которые умышляют все это против него, потому что он хочет воспрепятствовать людям снова попадать под их власть в ложных мыслях о законе и обрезании", поэтому и то, что он стал "посмешищем ангелов и людей" (IКop.4,9), доказывает Апостолу лишь, как далеко продвинулся он в "мертвости" (2Кор.4,10) со Христом, а стало быть, и как успешно действует в нем "жизнь Христа". И это, конечно, даже важнее, чем восхищение до третьего неба и рая.

Осознающий свое духовно-телесное обновление во Христе язычник или иудей относится к своей видимой природе как к купленному на слом дому, который нет уже никакой необходимости ремонтировать (т.е. принимать предписания закона или отказываться от них), не говоря уже о том, что это запрещено контрактом о покупке. Все, что относится к естественному порядку бытия, в том числе и закон, как бы хорошо и даже свято (Рим.7,12-18) оно ни было, теряет значение и смысл для сверхъестественного. "Тот, кто придает значение заповедям относительно плоти, тем самым доказывает, что он и живет по плоти". Поэтому так негодует Апостол на проповедников Евангелия, понуждающих язычников к обрезанию, хотя они либо просто одурачены ангельскими существами, которые "хотят спасти для себя все, что еще можно спасти", либо еще и боятся преследований и мести со стороны последних (Гал.6,12). Пример таких страданий за Крест Христов они видят в самом Павле. “Он даже не пытается опровергать слухов о том, что и он проповедует обрезание. Преследования, которым он подвергается, свидетельствуют обратное (Гал. 5,11)”.»

«В соответствии с эсхатологическим учением избранные спасаются потому, что смерть и воскресение Иисуса Христа несут с собой конец господства ангельских сил, а с ним и конец природного мира. Отсюда уверенность, что скоро Он явится в славе и откроет путь к мессианской славе своим избранным - и тем, кто уже умер, и тем, кто еще жив».

Таким образом, А. Швейцер, не затрагивая специфическую понятийную систему, на основании канонических посланий предпринимает попытку воссоздать и космологические представления апостола, объединяя в единое целое множеств мест, что не могут получить своего объяснения в традиционном ортодоксальном богословии. Вместе с тем эти воззрения обнаруживаются широко распространёнными в различных своих вариациях в первые века христианской эпохи и отображены в известных ныне письменных источниках того времени. Реконструируемая А. Швейцером космологическая система Павла коренится не в эллинистической мысли, но в различных источниках именно иудейского происхождения. Религиозный путь иудеев и Закон Моисеев мылятся в связи с господством некоего ангельского мира, обратный отсчёт владычеству которого был начат смертью Христа и завершится Его явлением с концом нынешнего мира.


1. А. Швейцер. «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930). http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Schw_Mist/index.php
2. Прот. Игорь Цветков. Религиозно-философские взгляды Альберта Швейцера.
http://kds.eparhia.ru/bibliot/shveicer/


Влад Вальберг. Январь 2011.
vladvalberg@mail.ru

Исследования и обсуждения в продолжение темы.

Космологическая система апостола Павла. Начала и Власти

Стихии мира. Швейцер или Сандерс?

Hosted by uCoz