© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
 Источник: http://spinavigator.narod.ru/ihcr_jud_forbidden_eshatology_kingdom_of_the_son_and_father.htm

 

Царство Христа и Царство Отца
(ОТВЕТ НА ТЕОЛОГИЧЕСКУЮ КРИТИКУ ОТСУТСТВИЯ ЗЕМНОГО РАЯ НА ЗЕМЛЕ В ТЕОЛОГИИ АП. ПАВЛА)

Теологическая критика может обращаться к тому моменту, когда в эсхатологической картине ап. Павла можно предположить два царства. Первое – Царство Христа, второе – Царство Отца. При этом первое – земное, и лишь второе последующее – вечное и нетленное.


25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится - смерть, 
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

Земное Царство Христа

28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
***
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 

Вечное Царство Отца


В таком представлении можно предположить наличие будущего земного царства Христа, однако это предположение опровергается.

1. На основании богословия Павла можно продемонстрировать, что царство Христа уже началось и оно естественно совершенно не земное. Христос сидит одесную Бога, Он превыше всего и Ему всё подчинено, вместе со Христом посажены в небесном также и дети Божьи, они уже пребывают в Царстве Сына Божьего, которое началось ещё с Его воскресения.

 

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; (Кол.3:1) 
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, (Кол.1:13,14)

19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:19-23)

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 и воскресил [совоздвиг] с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, (Еф.2:5,6)


34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:34)


2. Тут же, в фрагменте (1Кор.15:25),  открывается картина борьбы Христа с врагами Божьими.

 

25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.


Однако на основании того же богословия Павла это борьба идёт уже сейчас:

 

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)


3. Тут же, в этом самом фрагменте Послания открывается, что Царство Христа переходит в Царство Отца сразу после воскресения, этот момент указан даже дважды.

 1

23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится - смерть, (1Кор.15:23-26)


Передача Царства Отцу начнётся сразу после воскресения и Пришествия. Конец Царства Христа связан с упразднением врагов, последний из которых – смерть. И смерть побеждается – воскресением. Предположение же, что «затем конец» - подразумевает некий период земного царствования Христа проблематичен. Ибо совершенно ничего не указано про вынужденное начало уже по сути второго царствования Христа – на земле. Тут же далее по тексту, указывается снова на победу над смертью, и повторяется, что эта победа не выносится за некое новое уже земное царство, но неразрывно связана непосредственно с воскресением и преображением Христовых. 

 2

51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:51-55)

Также предположение подразумевания Павлом под «затем конец» не окончания луковой эпохи со свержением миродержцев «Начал и Властей» и последующим началом эпохи нетления и совершенства, но именно подразумевание ещё протекание некой дополнительной совершенной истории земного правления Христа приводит к дополнительным коллизиям. Так у Павла возникает уже две победы над смертью (в Пришествие и после окончания земного рая), а сам же рай земной должен находится ещё и под теми же лукавыми миродержцами, что и правили лукавой эпохой (!), ибо для апостола их свержение Христом неминуемо знаменует начало эпохи «Бог всё во всём» и место для земного рая не остаётся.

Все вышеприведенные моменты могут ясно свидетельствовать, что Царство Христа у ап. Павла:

1. Действенно уже сейчас (при жизни апостола в контексте).
2. Закончится упразднением врагов, последним из которых является  смерть. Само же упразднение смерти связано именно с Пришествием и воскресением в нетлении.

Поэтому и предполагать, что Царство Христа ещё только должно начаться с Пришествием и воскресением или же не должно закончиться при воскресении, но продолжаться далее - приводит к возникновению конфликтов как в богословии апостола - вообще, так и в контексте раскрываемой им эсхатологической картины - в частности.  При этом оба Царства и Сына и Отца носят не земной, но именно трансцендентный характер. 

 


 

Данная публикация приводится в качестве дополнительного материала к основной работе «ЗАПРЕЩЁННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ» 

 

 
Hosted by uCoz