Царство Христа и Царство Отца
|
|
Теологическая критика может обращаться к тому моменту, когда в эсхатологической картине ап. Павла можно предположить два царства. Первое – Царство Христа, второе – Царство Отца. При этом первое – земное, и лишь второе последующее – вечное и нетленное.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26 Последний же враг истребится - смерть, 27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. |
Земное Царство Христа |
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. *** 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. |
Вечное Царство Отца |
В таком представлении можно предположить наличие будущего земного царства Христа, однако это предположение
опровергается.
1. На основании богословия Павла можно продемонстрировать, что царство Христа уже началось и оно естественно совершенно не земное. Христос сидит одесную Бога, Он превыше всего и Ему всё подчинено, вместе со Христом посажены в небесном также и дети Божьи, они
уже пребывают в Царстве Сына Божьего,
которое началось ещё с Его воскресения.
|
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
(Кол.3:1) |
|
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. |
|
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12) |
1 |
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
|
2 |
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
|
Также предположение подразумевания Павлом под «затем конец» не окончания луковой эпохи со свержением миродержцев «Начал и Властей» и последующим началом эпохи нетления и совершенства, но именно подразумевание ещё протекание некой дополнительной совершенной истории земного правления Христа приводит к дополнительным коллизиям. Так у Павла возникает уже две победы над смертью (в Пришествие и после окончания земного рая), а сам же рай земной должен находится ещё и под теми же лукавыми миродержцами, что и правили лукавой эпохой (!), ибо для апостола их свержение Христом неминуемо знаменует начало эпохи «Бог всё во всём» и место для земного рая не остаётся.
Все вышеприведенные моменты могут ясно свидетельствовать, что Царство Христа
у ап. Павла:
1. Действенно уже сейчас (при жизни апостола в контексте).
2. Закончится упразднением врагов, последним из которых
является смерть. Само же упразднение смерти связано именно с Пришествием и воскресением в нетлении.
Поэтому и предполагать, что Царство Христа ещё только должно начаться с Пришествием и воскресением или
же не должно закончиться при воскресении, но
продолжаться далее - приводит к возникновению конфликтов как в богословии апостола
- вообще, так и в контексте раскрываемой им эсхатологической картины
- в частности. При этом оба Царства и Сына и Отца носят
не земной, но именно трансцендентный характер.
Данная публикация приводится в качестве дополнительного материала к основной работе «ЗАПРЕЩЁННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ»