Источник: http://spinavigator.narod.ru/bibleistics_synoptic_eshatology_luke21.htm

(с) Христианский духовный навигатор

 

Приложение. Анализ Лук.21:1-38.

 

 

5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен красивыми камнями и приношениями, Он сказал:

6 придут дни, когда из того, что вы видите здесь, не останется камня на камне, который не будет опрокинут.

 

 

7 И спросили Его: Учитель, когда же это будет? И какое будет знамение, когда этому должно быть?

Вопрос по сути не эсхатологический!

1

8 Он же сказал: смотрите, чтобы не ввели вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: "это Я", и: "время близко". Не идите за ними.

9 Когда же услышите о войнах и смутах, не приходите в ужас: ибо это должно произойти в начале, но не тотчас конец.

10 Тогда говорил им: восстанет народ на народ и царство на царство;

11 будут и великие землетрясения, и по местам мор и голод, будут и страшные явления и с неба великие знамения.

12 Но ранее всего этого будут налагать на вас руки свои и гнать, предавая в синагоги и тюрьмы, отводя к царям и правителям за имя Мое.

13 Приведет это вас к свидетельству.

14 Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что сказать в свою защиту,

15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не сможет ни противостать, ни воспрекословить ни один из противящихся вам.

16 И будете преданы и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями. И некоторых из вас умертвят.

17 И будете ненавидимы всеми за имя Мое.

18 Но и волос с головы вашей не пропадет.

19 Терпением вашим вы приобретете души ваши.

**** Возможно двоякое толкование.

 

9. **** Войны и смуты вспыхивали в те времена, но наиболее остро происходили на протяжении 4х лет перед разрушением Иерусалима.

10. **** Восстание народов и войны царств – возможно присуще эсхатологическим событиям. Хотя возможно это всего лишь и эпитетное гиперболическое повествование.

11. **** Указание на землетрясение и катаклизмы свойственно эсхатологической тематике, однако знамения на небе имели место быть и перед иерусалимскими событиями (отмечено в истории).

 

12-16 ****  – гонения на христиан. Важная специфика – гонения имеют религиозную основу и исходят от родственников и бывших единоверцев – иудеев. Гонения связаны с синагогами. 

**** - упоминаются некие цари и правители, что может указывать на эсхатологическую специфику, однако гонители цари и правители – норма для колонизированной Иудеи того времени. 

 

С учётом вопроса о разрушении Иерусалима и контекстного размещения всего отрывка можно сделать вывод о содержании иерусалимских событий.

 

 

 

 

 

2

20 Когда же увидите, что Иерусалим окружен войсками, тогда знайте, что близко запустение его.

21 Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в самом Иерусалиме, выходи из него; и кто в селениях, не входи в него,

22 ибо это дни отмщения, чтобы исполнилось всё написанное.

23 Горе имеющим во чреве и кормящим грудью в те дни;

**** Однозначно иерусалимские события.

Имеем также конкретно выраженную практическую основу предупреждения.

 

23 Имеют конкретную параллель на

Лука 23:28-29

2

ибо будет нужда великая на земле и гнев на народ этот;

У Матфея и Марка данный фрагмент

несёт вселенский глобальный масштаб и привязан к пророчествам Даниила.  

2

24 и падут от острия меча и будут отведены в плен во все народы,

 

2

и Иерусалим будет попираем народами, доколе не окончатся времена народов.

Однозначное разграничение двух событий.

3

25 И будут знамения на солнце и луне и звездах, и на земле томление народов в смятении от шума морского и волнения,

26 когда люди будут бездыханны от страха и ожидания того, что надвигается на вселенную: ибо силы небесные будут поколеблены.

27 И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

**** Однозначно эсхатологические события. Однозначность вытекает и из содержания и из контекстного разграничения.

 

3

28 Когда же начнет это сбываться, встаньте и поднимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше.

**** Эсхатологический смысл в контексте. (Однако можно предположить и указания на иерусалимские события в связи с прекращениями гонений от иудеев)

3

29 И сказал Он им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30 когда они уже распускаются, то, видя это, вы сами знаете, что уже близко лето.

31 Так и вы, когда увидите, что это сбывается, знайте, что близко Царство Божие.

**** Эсхатологическое содержание, хоть и обращено к ученикам (эта тенденция свойственна всем Евангелиям)

 

32 Истинно говорю вам: не пройдет род сей, доколе всё не сбудется,

33 Небо и земля пройдут; слова же Мои не пройдут.

**** Обращение может идти в любом формате, ибо это итог. Но с учётом итога и  ранее указанных будущих временах язычников – даётся указание на иерусалимские события.

 

34 Наблюдайте же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились хмелем и опьянением и заботами житейскими, и чтобы не настиг вас внезапно день тот,

35 как есть. Ибо найдет он на всех живущих по лицу всей земли.

**** Призыв к духовной трезвости

 

36 Бодрствуйте же, постоянно молясь, чтобы быть в силах избежать всего этого, имеющего наступить, и стать пред Сыном Человеческим.

**** Скорее эсхатологическое.

 

Данное приложение является дополнительным материалом к публикации «СИНОПТИЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ»

Hosted by uCoz